ПОЛЬСКИЙ мальчик Кшиштоф Дыдо с 11 лет заинтересовался театральными плакатами. Он просил их в театрах и у расклейщиков афиш, заглядывал в книжные магазины. А однажды он накупил плакатов на все деньги, подаренные родителями на ботинки. Сейчас 56-летний владелец 40-тысячной коллекции театральных плакатов, основатель единственной в Польше галереи, раскручивающей и продающей польские плакаты по всему миру, Кшиштоф Дыдо вспоминает этот случай смеясь. Теперь он один из ведущих знатоков искусства плаката, автор многих исследований по этой теме: "100 лет польскому искусству плаката 1891-1992", "Польский киноплакат - 100 лет кинематографу Польши", "Мастера польского искусства плаката"...
К сожалению, Кшиштоф Дыдо не рисует сам: было бы очень интересно увидеть собственный плакат человека, досконально знающего работы тысяч художников в этой области. Однако он помогает издавать плакаты начинающим мастерам. Это особенно важно потому, что многие театры отказываются от оригинальных плакатов из-за нехватки денег.
Кшиштоф Дыдо, пропагандируя любимое искусство, возит собрания из своей коллекции по всему миру. Его плакаты уже увидела почти вся Европа, Канада, США, Китай, Австралия... Теперь Дыдо добрался до Москвы. В Польском культурном центре в Большом Тишинском переулке он открыл выставку "Польский театральный плакат 1899-1999", приуроченную к международному Дню театра. В Россию Кшишоф Дыдо привез три вида плакатов: во-первых, плакаты, связанные с постановкой в Польше спектаклей по русской драматургической классике, во-вторых - по мировой классике, в-третьих - по отечественной, то есть польской.
Имена авторов многих плакатов известны всюду. Веслав Валкуски - его плакат "Михаил Булгаков, "Заговор светош" изображает череп с приросшей у лба и отстающей у подбородка маской клоуна. Концы лица-маски натянуты, как жевательная резинка, и зажаты между челюстями черепа. Другая работа Валкуски к постановке "Чайки" Чехова: голова женщины, окутанная синими тенями. На плакате Стасиса Эйдригевичуса - странно сросшиеся головы трех сестер того же Чехова. А вот иллюстрация к Данте Алигьери Рафала Ольбински: черноволосая голова; из желтых глазниц с красными зрачками вырывается пламя; рука ладонью к лицу закрывает нос, подбородок, а на ней - кричащий рот...
Больше других в своей коллекции хозяин Кшиштоф Дыдо любит плакаты, связанные с Шекспиром, о чем он и сообщил корреспонденту "НГ". Например, плакат Веслава Гжегорчика "Макбет". На нем два темных лица, между ними меч. Лицо женщины уверенное, мужчины - перекошено страданием. Плакат как бы настраивает зрителя на восприятие спектакля.
Всего три недели продлится эта выставка, знакомящая московского зрителя с историей польского театра, увековеченной в театральных плакатах.