ТРУДНО найти более несхожие спектакли, чем "Имитатор ДЕИ" (оригинал названия - на английском) столичного театра "черноеНебобелое" и "Бабы. 1945" пермского театра Евгения Панфилова. Первый - интеллектуальный проект, второй - душевная акция. Москвичи решили поразить театральностью "впереди прогресса", пермяки - демонстрацией вечно актуальных ценностей. Театр "Небо" сделал ставку на формальный изощренный профессионализм, театр Панфилова - на простые движения. Спектакли шли в один вечер в одном театре "Эрмитаж". На мой взгляд, в этом соревновании победил Панфилов.
Но по порядку. "Имитатор ДЕИ" (т.е. поддельный Бог) поставлен Дмитрием Арюпиным, подписывающим свои спектакли псевдонимом "Доктор ДА". Моноспектакль в исполнении Марчеллы Солтан номинирован на "Маске" в рубрике "Новация". Новаторского здесь много. Если не считать, конечно, десятилетий развития мирового авангардного театра. Начиная с 20-х годов. От Шлеммера с его "танцующими костюмами" (их недавно воспроизводили как раз артисты "черногоНебабелого" на вечере в память немецкого художника) до японского танца буто и Лефортовских театральных игрищ в перестроечной Москве 1986 года. Впрочем, у нас такие постановки все же редки: чтоб в прямом и переносном смысле бить по глазам (слепящий пульсирующий свет) и по нервам зрителей (уроды и монстры в программной повторяемости движений тела-шарнира). Именно на этой идее - повторю, программной, как и на обыгрывании специально сконструированных (язык не повернется сказать "пошитых") одежд, по-разному деформирующих тело в движении, и основана пластика Арюпина.
Для чего бы эта постановка ни затевалась (а получилось все похожим на расхожую фантастику: виртуальный киберпанк, зловещий герой космоса, люди в анабиозе и т.д.) - она не заинтересовывает на целый час. Хотя сценическое "оно" четыре раза появляется в мудреных обликах, чтобы покривляться в муках вселенского сумасшедшего творчества, потыкать лежащих на прокрустовых ложах, под проводами и трубками неких протолюдей и самому подергаться, как больной синдромом Дауна, под током высокого напряжения. Попутно как бы вывернув наизнанку собственные кишки в сценографии, напоминающей камеру пыток (а то мы подобное не видели, хоть в теленовостях). Смотреть здесь можно и нужно только на работу Марчеллы Солтан. Она, без преувеличения, феноменальна. Такой захватывающей борьбы за телесную концентрацию и физическое "опустошение" мы не видели давно.
...Несколько лет назад Евгений Панфилов создал в родном городе Перми вторую труппу. В пандан своей основной. На газетные объявления "ищем для творчества людей не меньше 54 размера" откликнулись многочисленные земляки Панфилова. Так возник "Балет толстых", куда с первого дня и по сей день принимают всех желающих. Для них сначала ставили шоу - чтобы раскрепостить комплексующих толстяков, а потом замахнулись и на серьезное: были балеты под Вивальди и Штрауса - и вот теперь "Бабы". Они тоже номинированы как "Новация", поскольку танец большими телесами и впрямь не каждый день увидишь.
Название "Бабы. 1945" очень красноречиво само по себе, и описывать внешний ряд спектакля нужды нет. Не потому он забирает, что в тысячный раз нам напомнили: тяжела, но прекрасна жизнь простого человека-труженика в тяжелые для страны годы. А потому, что Панфилов сумел так построить зрелище, что не спугнул форму: все эти пышные груди, несуществующие талии и объемные бедра, полные руки и круглощекие лица. Сохранил и максимально сконцентрировал как художественное средство особую монументальную неспешность, свойственную в движении полным людям - и особенно полным женщинам. Добавив к этому краски взятой за фабулу эпохи: тягучие, "двужильные" движения, натруженные босые ступни. Выбрав разнохарактерную музыку: оказалось, что ко всему этому годится не только "Прощание славянки", но и сумасшедшая скрипка Ванессы Мэй. Что в этом мире одушевляются табуреты - потому что в послевоенной деревне больше некого любить, а можно только мечтать - так же несуразно, как живут - воображая себя лубочной красавицей с коромыслом. А в пластике "баб" важен не только танец надежды-"лебедушки", но и неожиданно легкие "водовороты" совсем нелегких тел, и отчаянный, совсем не буквально деревенский, а модернистский хоровод. Кстати, все исполнительницы, прошедшие у Панфилова уроки сценодвижения и танца, работают превосходно. Так, что даже те зрители, кто сдуру стал хихикать при первом появлении артисток в зале, быстро затихли. Они почувствовали: в "Бабах" пульсирует подлинное. А сентиментального сюсюканья нет, комикса тоже, и даже пафоса нет, вернее, он не раздражает. Хотя и смотрят эти толстухи куда-то постоянно поверх зрительских голов. Так и должно быть. В русской деревне дорога всегда уходит в даль.
..Панфилов поделился секретом с автором этих строк: он собирается основать третью труппу. Она будет называться "Бойцовский клуб", и выступать будут только мужчины, "качки" и спортсмены с рельефной мускулатурой.