0
1094
Газета Культура Интернет-версия

30.03.2001 00:00:00

Борьба за концентрацию

Тэги: панфилов, шоу, балет


ТРУДНО найти более несхожие спектакли, чем "Имитатор ДЕИ" (оригинал названия - на английском) столичного театра "черноеНебобелое" и "Бабы. 1945" пермского театра Евгения Панфилова. Первый - интеллектуальный проект, второй - душевная акция. Москвичи решили поразить театральностью "впереди прогресса", пермяки - демонстрацией вечно актуальных ценностей. Театр "Небо" сделал ставку на формальный изощренный профессионализм, театр Панфилова - на простые движения. Спектакли шли в один вечер в одном театре "Эрмитаж". На мой взгляд, в этом соревновании победил Панфилов.

Но по порядку. "Имитатор ДЕИ" (т.е. поддельный Бог) поставлен Дмитрием Арюпиным, подписывающим свои спектакли псевдонимом "Доктор ДА". Моноспектакль в исполнении Марчеллы Солтан номинирован на "Маске" в рубрике "Новация". Новаторского здесь много. Если не считать, конечно, десятилетий развития мирового авангардного театра. Начиная с 20-х годов. От Шлеммера с его "танцующими костюмами" (их недавно воспроизводили как раз артисты "черногоНебабелого" на вечере в память немецкого художника) до японского танца буто и Лефортовских театральных игрищ в перестроечной Москве 1986 года. Впрочем, у нас такие постановки все же редки: чтоб в прямом и переносном смысле бить по глазам (слепящий пульсирующий свет) и по нервам зрителей (уроды и монстры в программной повторяемости движений тела-шарнира). Именно на этой идее - повторю, программной, как и на обыгрывании специально сконструированных (язык не повернется сказать "пошитых") одежд, по-разному деформирующих тело в движении, и основана пластика Арюпина.

Для чего бы эта постановка ни затевалась (а получилось все похожим на расхожую фантастику: виртуальный киберпанк, зловещий герой космоса, люди в анабиозе и т.д.) - она не заинтересовывает на целый час. Хотя сценическое "оно" четыре раза появляется в мудреных обликах, чтобы покривляться в муках вселенского сумасшедшего творчества, потыкать лежащих на прокрустовых ложах, под проводами и трубками неких протолюдей и самому подергаться, как больной синдромом Дауна, под током высокого напряжения. Попутно как бы вывернув наизнанку собственные кишки в сценографии, напоминающей камеру пыток (а то мы подобное не видели, хоть в теленовостях). Смотреть здесь можно и нужно только на работу Марчеллы Солтан. Она, без преувеличения, феноменальна. Такой захватывающей борьбы за телесную концентрацию и физическое "опустошение" мы не видели давно.

...Несколько лет назад Евгений Панфилов создал в родном городе Перми вторую труппу. В пандан своей основной. На газетные объявления "ищем для творчества людей не меньше 54 размера" откликнулись многочисленные земляки Панфилова. Так возник "Балет толстых", куда с первого дня и по сей день принимают всех желающих. Для них сначала ставили шоу - чтобы раскрепостить комплексующих толстяков, а потом замахнулись и на серьезное: были балеты под Вивальди и Штрауса - и вот теперь "Бабы". Они тоже номинированы как "Новация", поскольку танец большими телесами и впрямь не каждый день увидишь.

Название "Бабы. 1945" очень красноречиво само по себе, и описывать внешний ряд спектакля нужды нет. Не потому он забирает, что в тысячный раз нам напомнили: тяжела, но прекрасна жизнь простого человека-труженика в тяжелые для страны годы. А потому, что Панфилов сумел так построить зрелище, что не спугнул форму: все эти пышные груди, несуществующие талии и объемные бедра, полные руки и круглощекие лица. Сохранил и максимально сконцентрировал как художественное средство особую монументальную неспешность, свойственную в движении полным людям - и особенно полным женщинам. Добавив к этому краски взятой за фабулу эпохи: тягучие, "двужильные" движения, натруженные босые ступни. Выбрав разнохарактерную музыку: оказалось, что ко всему этому годится не только "Прощание славянки", но и сумасшедшая скрипка Ванессы Мэй. Что в этом мире одушевляются табуреты - потому что в послевоенной деревне больше некого любить, а можно только мечтать - так же несуразно, как живут - воображая себя лубочной красавицей с коромыслом. А в пластике "баб" важен не только танец надежды-"лебедушки", но и неожиданно легкие "водовороты" совсем нелегких тел, и отчаянный, совсем не буквально деревенский, а модернистский хоровод. Кстати, все исполнительницы, прошедшие у Панфилова уроки сценодвижения и танца, работают превосходно. Так, что даже те зрители, кто сдуру стал хихикать при первом появлении артисток в зале, быстро затихли. Они почувствовали: в "Бабах" пульсирует подлинное. А сентиментального сюсюканья нет, комикса тоже, и даже пафоса нет, вернее, он не раздражает. Хотя и смотрят эти толстухи куда-то постоянно поверх зрительских голов. Так и должно быть. В русской деревне дорога всегда уходит в даль.

..Панфилов поделился секретом с автором этих строк: он собирается основать третью труппу. Она будет называться "Бойцовский клуб", и выступать будут только мужчины, "качки" и спортсмены с рельефной мускулатурой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
578
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости