ТЕАТР имени Пушкина, оставшись без главного режиссера, предоставляет свою сцену и артистов разным мастерам. Сегодня, по-видимому, для руководства театра на первом месте значится заполняемость зала. Но вот какой ценой это достигается?
Последняя премьера театра - спектакль "Корова" по пьесе Надежды Птушкиной, поставленный... Надеждой Птушкиной. (Среди драматургов веяние - самим ставить свои пьесы. Александр Галин, Николай Коляда, теперь вот Птушкина. Что - не доросли режиссеры или драматурги лучше знают, что делать с их произведениями? Но... Как бы объяснить, что это две разные профессии, пусть во многом зависящие друг от друга, но разные.) Не так давно драматург писала в шутливой автобиографии, что поработала почти везде, "исключая проституцию и театр". И вот поди ж ты, с последним "оскоромилась". Назвать то, что происходит на сцене театра, режиссурой - язык не поворачивается. Если в значении, какое было в ХIХ веке, когда надо было проследить, чтоб артисты выучили свои роли и в своих перемещениях не столкнулись на сцене, то - да. А если вспомнить все замечательные имена режиссеров ХХ века - нет. Пьеса написана в той прямолинейной манере, которая исключает нюансы, но зато позволяет каждому артисту поиграть, что называется, в свое удовольствие. Вот и тянут артисты одеяло на себя.
История о том, как муж уходит от жены, найдет отклик у любой женщины. Дамы, поглощенные сюжетом, меньше всего обращают внимание на художественные нестыковки спектакля.
Художник-постановщик Валерий Фомин выстраивает уютную и удобную квартиру с фикусом, портьерами и экстравагантной люстрой. В таком доме наверняка должна идти уютная, покойная жизнь. Но ведь она растоптана, смята. С уходом мужа, а сцена расставания, пожалуй, единственная, прописана и сыграна ярко и сдержанно, с внятными характеристиками персонажей и самой ситуации, в квартире ничего не изменится: понятно, покинутой жене не до того. Это - с житейской точки зрения, а с театральной? В ее квартире поселится корова, подобранная на улице. На нее переключит свое внимание, заботу, ласку, любовь Катя, до 50 лет сохранившая доверчивость, искренность и душевную чистоту. Эта корова, по Катиным словам, "может быть, с неба упала, чтоб я с ума не сошла". Может быть. Пространство сцены опять не изменится. Корова будет жить где-то там, в спальне, которую обозначает дверной проем справа. Туда устремлены все взгляды, туда часто бегает Катя, там она изливает свои слезы, в прямом смысле делая их невидимыми залу. Нине Поповой, исполняющей главную роль, пожалуй, трудней всего. У нее практически нет жанровых сцен. Ее героиня хорошо воспитана и держится особняком в этом чрезмерном буйстве характеров. Актрисе удается преодолеть правильность Кати, так что образ из ходульного местами превращается в живой. Еще б уменьшить причитания по буренушке...
Еще одна нестыковка, пропущенная на этот раз Птушкиной-режиссером, - костюмы (художник по костюмам Светлана Литвинова). Зима, снег, многие в меховых шапках. Главная героиня - в элегантном легком пальто, вокруг шеи - нездешний, летящий шелковый шарф. Зато ее мама, в живописном исполнении Нины Марушиной, - тутошняя, с лисой на плечах и сумкой-тележкой в руках.
Ясно, что живую корову на сцену не приведешь. Даже Большой театр ограничивал себя только конем. Но зато с задника на нас будет взирать грустная "Корова" Шагала, придающая "осмысленность" происходящему. Во втором действии воспарит вверх вполне симпатичная коровушка из папье-маше. Ее возникновение за отъехавшей стеной кухни многими зрителями воспримется как финал спектакля, и они потянутся в гардероб. Но будет еще главный финал, растянутый, как все второе действие, совсем в другом жанре. Этот, второй, конец спектакля громоздок и логически мало обоснован предыдущим действием. Все шутки, пословицы и просто остроумные фразы "уедут" вместе с задником. Драматург спрячет Катю в освободившейся спальне, а вернувшегося Вадима (Дмитрий Скрипченко) дорисует однозначно черной краской: и корову увели, и муж-ходок продолжает свое.
Эх, нет счастья в жизни Театра имени Пушкина!