УВИДЕВ шоу-спектакль "Аллегории любви" Национального русского балета "Возрождение", многие балетные критики и строгие балетоманы, наверное, вздрогнули бы от ужаса. Вольно-бесшабашное обращение с классикой, лазер гуляет по головам зрителей, вместо обычного задника на сцене огромный экран, демонстрирующий компьютерные чудеса, живая скрипка, спецэффекты. Еще совсем недавно делать что-то свое дозволялось лишь звездам первой величины. Сегодня вложить свою лепту в возрождение, а может, и в разрушение нашего балета хотят многие.
Валерий Анучин замахнулся, конечно, на многое, и в том числе - на "святое". Простые аналогии, которые приходят на ум сразу же после начала спектакля, - заграничные балетные шоу-спектакли. Но это только первое впечатление. Анучин, скорее, не копирует чужой опыт, а пытается создать нечто свое, этакий синтез разных жанров (нео-деми, джаз и классика). Запас движений у настоящего балетмейстера, как и словарный у большого писателя, должен быть огромен, и какая в принципе разница, откуда он их возьмет, что станет источником, лишь бы все это укладывалось в концепцию произведения, служило раскрытию идеи.
Народное творчество - неиссякаемый родник. Сочетание простейших чередований и повтор выразительных движений народного танца дали жизнь почти всем па классического балета. Анучин развивает эту мысль далее: если танец несет в себе "нагрузку" народного, значит, предполагается, что его создает народ. И тогда этот танец живой, он меняется, он раскрашен красками времени. Может поэтому Анучин счел для себя вполне оправданным введение интерпретированных рок-элементов молодежного танцевального стиля: ведь если бы во времена Петипа была рок-музыка, реформатор непременно включил бы эти элементы в свои постановки. Подбор и сведение музыкального материала у Анучина (выполнили Роман Карев и Тарас Ващинин) стали в связи с этим для создателей спектакля архисложной задачей. Тем не менее они с ней справились. Не ударили лицом в грязь и молодые актеры труппы. Представьте себе: 35 человек создают полную иллюзию присутствия на сцене Театра армии огромного количества людей. Может, иногда им не хватает отточенности и абсолютной слаженности движений, но этому есть свое объяснение. Коллектив до последнего времени не имел своей площадки. Сцена в Театре Российской армии - самая большая из всех, на которых артистам довелось работать. Временем на репетиции их особо не жаловали. В этих "полевых" условиях Валерий Анучин сумел не только не растерять труппу, но и довел спектакль до премьеры. Молодые люди работали с огромным вдохновением и энтузиазмом. Жаль, что не все солисты были столь же усердны при подготовке к спектаклю и не все блеснули исполнительским мастерством. Видимо, когда балет Анучина будет хорошо стоять на ногах, у него появится возможность и растить свои таланты, и приглашать в свою труппу звезд со стороны. Среди исполнителей сольных партий можно отметить, пожалуй, Алсу Кондралееву и Сергея Чернобровкина. Оба пришли в коллектив Валерия Анучина из известных коллективов, у обоих за плечами хорошая школа. Большие фрагменты спектакля уже сегодня поставлены на довольно высоком профессиональном уровне (например, ирландский, русский, испанский танцы). Недаром же коллектив приглашают принять участие в самых престижных мероприятиях года (юбилейный вечер Майи Плисецкой, например). Так что коллектив "Возрождение" имеет хороший потенциал, общие цели, замечательную работоспособность и интересного руководителя.
Кстати, свой режиссерский замысел балетмейстер Валерий Анучин выстраивал в течение 6 лет, на подготовку шоу-спектакля ушло 8 месяцев. Обкатывали "Аллегории любви" по странам бывшего СНГ и в регионах России. К Москве готовились тщательно. Столица - город капризный, сытый, поэтому к столичным аншлагам артисты оказались просто не готовы. Они, по их собственному признанию, до сих пор не могут поверить, что несколько спектаклей в переполненном полуторатысячном зале идут под овации и крики "Браво!".