ПРЕДЫДУЩУЮ круглую дату, 200-летие, Большой театр праздновал в 1976 году. Сегодня, когда в памяти так стремительно стерлись реалии 90-х, подробности 80-х, из 70-х с твердой уверенностью можно вспомнить только тогдашние твердые цены: батон черного по 16 и 18 копеек, белый - по 13 и 18. 1976-й - год очередного, ХХV съезда КПСС, взявшего курс на... Отчетный доклад Леонида Ильича Брежнева... Большой театр в эти годы "в области балета был впереди планеты всей". Перед тем отмечалось еще два "странных" юбилея: 100-летие Большого театра - в 1925-м, в 1951 году - 175-летие театра. Даты трех торжеств знаменовали собою три разные эпохи. В 1925 году отмечали юбилей Большого театра, который был выстроен на месте Петровского. Юбилей подводил итог долгим спорам о том, нужен ли новой России академический театр и быть ли вообще Большому. Вышел сборник со статьей Луначарского "Почему мы сохраняем Большой театр", а в репертуаре театра появляются две революционных оперы - "Степан Разин" и "Декабристы".
В 1951 году, в разгар борьбы с безродными космополитами, историю театра "отсчитали" со дня учреждения губернским прокурором князем Урусовым профессионального русского театра: важно было подчеркнуть, что Большой создавали артисты, во-первых, крепостные, а во-вторых, русские. Подчеркивалась общественно-политическая роль театра: Большой объявлен лучшим театром мира, а внутри страны - оплотом русской национальной оперы. В своих статьях солисты каялись, что им не удалось в полной мере воплотить положительный образ советского современника. Юбилейные торжества 26 мая были расписаны по минутам: начало в 12.00, "слева - бюст Ленина, справа - бюст Сталина. Цветы. Слева - представители Всесоюзного юбилейного комитета, справа - работники Большого театра. Открывается занавес. Все встают. Аплодисменты". Юбилей 76-го был похож на предыдущий, но отличался еще большей пышностью и помпезностью. Работники получили ордена, медали и почетные звания (вчера ту же приятную миссию в Бетховенском зале театра выполнил министр культуры России Михаил Швыдкой, а сегодня утром еще более высокие награды артистам "довручает" Валентина Матвиенко), впервые за всю историю прошли гастроли в Ленинграде, солисты театра по списку встречали в аэропорту многочисленных зарубежных гостей. Главный дирижер театра Юрий Симонов дал торжественный концерт в Большом зале консерватории - в "Серенаде" Чайковского участвовала струнная группа из 80 человек, в 9-й симфонии Бетховена пели Милашкина, Образцова, Масленников и Нестеренко. О том, что происходило в театре, вспоминает народная артистка СССР Людмила Семеняка: "Это был счастливейший день моей жизни. Я работала в театре уже 4 года. И это совпало с моим первым творческим самоосознанием. Впечатления были самые патриотические. Открылся занавес, и на сцене в ряд стояли артисты всех цехов: весь Большой - как огромный хор. Мы, комсомольцы, - Надя Павлова, Слава Гордеев, Анисимов, Годунов, Богатырев... - стояли в почетном карауле у бархатного знамени, и были страшно счастливы возле него стоять. Все великие - Уланова, Семенова, Плисецкая, Григорович... - сидели в рядах на сцене, ветераны были в медалях. На авансцене же перед нами выступали приехавшие из других стран. В двух шагах от меня танцевала Алисия Алонсо. Я видела, как подрагивала ее пачка, все ее существо сверкало белизной, каждое движение было гениально отточено - она танцевала с поклонением своим коллегам".
Что же произошло 225 лет назад? Московский губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов выхлопотал у Екатерины II привилегию "быть содержателем всех в Москве представлений ему одному, а больше никому, дабы через то ему не было подрыва" и вскоре объединился с английским чудо-механиком Михаилом Егоровичем (Майклом) Маддоксом. Это и был Большой театр, который вскоре начали строить на Петровке и вследствие пожара в Оперном доме на Знаменке, поспешив с его открытием к концу 1780 года. Театральной площади не было и в помине; Петровский театр был трехэтажным, с холстяным потолком. Горел он 8 октября 1805 года, а через год последовал указ о создании Московского Императорского театра, для труппы закупили партию артистов - театр возник на Арбатской площади и через пять лет cгорел, встречая вступающих в Москву французов. В 1824 году был сооружен Большой Петровский театр по проекту Осипа Бове и почти через 30 лет сгорел, подожженный закурившим пьяным поденщиком. Два года шел конкурс на новый проект, и к открытию сезона 1856 году за полтора года возведено здание сегодняшнего Большого театра по проекту Альберта Кавоса. Освещение было масляным, с 1863-го - газовым, с 1893-го - электрическим: люстру подняли под потолок, галерка стала лучше видеть и перестала париться. Дальнейшие архитектурные переделки касались внутреннего содержания. Пожары больше не посягали на театр, а переделки советского периода, хотя и заканчивались ухудшением акустики, не сравнятся с "пожаром" грядущей реконструкции, после которой и будет отпразднован следующий юбилей.
Одно время в Большом играли много драматических спектаклей. Но настал век романтической оперы и балета. Оперы итальянские, а с середины XIX века - и русские. С того же времени до конца века 11 балетов в Большом поставил Петипа, его сменил Горский. Ровно 100 лет назад из Европы в Россию новоявленным триумфатором прибыл Шаляпин. "Борис Годунов" с ним (впервые после частной оперы) и Собиновым в апреле 1901-го, наверное, и есть начало золотого века оперы Большого театра. Дирижировали Альтани и Авранек, затем Рахманинов (впервые ставший не перед сценой, а перед оркестром) и Сук. Торжественные заседания в театре и дискуссии о буржуазности оперы и балета после 1917 года все же не повлияли на "императорский" уровень труппы. Шаляпина потеснили в его доме, он уехал, а родовитая дворянка Обухова получила новые привилегии от новой власти. В труппу пришли юрист Рейзен, дьякон Михайлов, красноармейцы из крестьян Лемешев и Козловский; в зал - "трудящиеся массы". С 1927 года спектакли Большого слушает по радио вся страна.
Сталинский период Большого - праздник искусства; Большой - лицо новой мощной империи, без малейшей уступки Европе за железным занавесом. С этого времени сменялись поколения корифеев советско-русского искусства. От Обуховой к Максаковой-Архиповой-Образцовой; от Держинской - к Милашкиной, от Ханаева и Нэлеппа - к Анджапаридзе и Атлантову, от Норцова, Мигая и Лисициана - к Мазуроку, от Рейзена и Пирогова - к Петрову и Ведерникову. Мессерер и Плисецкая - звезды семейной балетной династии. Несмотря на временный (хочется надеяться!) закат оперы, блистают балерины Степаненко и Грачева, ученицы Семеновой и Улановой... Сегодняшний гала-концерт неминуемо расскажет о состоянии сил по-прежнему самого главного театра. Обещают участие Нины Ананиашвили, Галины Степаненко, Николая Цискаридзе, Маквалы Касрашвили, Владимира Маторина, Николая Баскова... В программе, выдержанной в сугубо патриотических тонах (из одиннадцати номеров даже Минкус - славянин на русской службе; в концерте - его московский шедевр - гран па из "Дон Кихота"). Начавшись Шествием из "Млады" Римского-Корсакова, гала-концерт продолжат увертюра из "Руслана и Людмилы", сцены из "Бориса Годунова" (сегодня как раз исполняется 120 лет со дня смерти Мусоргского), "Лебединого озера", "Евгения Онегина", "Половецкие пляски" из "Князя Игоря", оркестровые антракты из "Катерины Измайловой". Все завершит "Славься!" из "Ивана Сусанина". К слову, этот хор фигурировал в списке потенциальных российских гимнов.
* * *
Такое поздравление в 1976 году Большой театр получил от первого лица СССР - от Леонида Ильича Брежнева. Вполне возможно, что и слова, и форма этого поздравления пригодятся спичрайтерам нового президента России, который сегодня вечером собирается быть на юбилейном вечере.
"КОЛЛЕКТИВУ БОЛЬШОГО ТЕАТРА СССР
Дорогие товарищи!
Вся страна торжественно отмечает двухсотлетие со дня основания Большого театра. Сердечно поздравляю ваш коллектив с этой знаменательной датой и высшей наградой Родины - орденом Ленина.
Большой театр - наша гордость. Славный путь, богатый выдающимися художественными свершениями, прошел он за два века. Поставленные на сцене театра произведения русских композиторов-классиков утверждали реалистические традиции отечественной оперы и балета.
После Великого Октября обогащенный идеями революции Большой театр вступил в пору обновления, подлинного расцвета. Классическое искусство музыки и танца стало доступно миллионам трудящихся. На прославленной сцене созданы яркие образы героев революционной истории нашего народа, героев современности.
Многие поколения людей приходили и приходят в Большой театр, стремясь приобщиться к высоким ценностям культуры, к сокровищам отечественной и мировой музыки. Они испытывают истинное наслаждение от прекрасного искусства талантливых мастеров Большого театра, утверждающих в своем творчестве благородные идеалы нашей партии и народа. Большой театр является высокой профессиональной школой для артистических сил всех союзных республик. Не случайно ваш театр называют академией отечественной музыкальной культуры.
Авторитет Большого театра общепризнан. Идеи дружбы народов, гуманизма, прогресса, которые несет его искусство, находят благодарный отклик в сердцах слушателей и зрителей всего мира.
XXV съезд нашей Коммунистической партии подчеркнул большую роль художественной культуры в духовном обогащении людей, их нравственном совершенствовании.
Позвольте пожелать, дорогие товарищи, чтобы спектакли, которые вы создаете, достойно служили этой цели, глубоко раскрывали героику наших дней, пробуждали в людях новую созидательную энергию, высокие и прекрасные чувства.
Мы уверены, что мастера советского искусства отдадут весь свой талант великому делу воспитания нового человека.
От всей души желаю вам новых художественных открытий, новых творческих побед.
Л.БРЕЖНЕВ"