0
1852
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2001 00:00:00

Юбилей с вакханалией

Тэги: юбилей, балет, хореография


юбилей, балет, хореография

"РУССКИЙ БАЛЕТ" имеет руководителя Вячеслава Гордеева, областной статус, помещение в Кузьминках, стандартные заботы о хлебе насущном и творчество, отвечающее объему забот. Для привлечения публики и надежности кассы - проверенная классика в компактной версии: с фонограммой, усеченными ансамблями кордебалета и приспособленными для кочевой жизни декорациями. Для имиджа - та же классика, но позабытая или редко исполняемая. Проблемы аутентичности хореографического текста и сценографии, точности стиля и качества техники танца - по возможности, которой, как правило, в труппах такого рода не бывает. Артисты (кто поинтереснее) периодически уходят в другие, более богатые или более престижные коллективы; оставшиеся исполнители озабочены прежде всего тем, как справиться с трудными хореографическими текстами, создававшимися когда-то для исполнителей Дягилева, Мариинки и Большого. Тут уже не до тонкостей. Тем более что 40 танцовщиков труппы обязаны обслужить такие махины, как "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и даже "Спящую красавицу", переодеваясь по пять раз за спектакль. А гастроли всегда обеспечены: если это не Германия, где гордеевский коллектив любят импресарио (марка "русский балет", прославленная в прошлом веке великими артистами, может кормить еще много лет), то площадки предоставят подмосковные города.

За несколько дней до юбилейного концерта в честь своего 20-летия "Русский балет" показал премьеру - вечер "В честь Горского", третий в ряду аналогичных проектов (до того состоялись спектакли "В честь Петипа" и "В честь Фокина"). Идея была почтить память московского балетмейстера, много лет возглавлявшего балет Большого театра. В спектакле танцы совмещены с лекторием. Сам Вячеслав Гордеев в усах и бородке "под Горского" озвучивал декларации балетмейстера о танце, освобожденном от академических канонов, программном нарушении симметрии как протесте против строгой геометрии классического балета и этнографической точности костюмов как необходимой эстетической компоненте. Но в показанном зрелище все было с точностью до наоборот. Унифицированный кордебалет нарушал строгость собственных рядов отнюдь не программно, но по причине неотрепетированности. Многие костюмы были по-простому изъяты из казенных редакций классики. Включив в программу фрагменты из "Конька-Горбунка", "Коппелии", "Дон Кихота", "Раймонды", "Тщетной предосторожности", театр не удосужился очистить их от напластований прошедших десятилетий, хотя по ходу репетиций Гордеев консультировался с ветеранами ГАБТа и изучал зарубежные архивы. Солисты демонстрировали немыслимые при Горском раздирающие "шпагаты", жете по кругу, двойные со-де-баски и "козлы".

По случаю 20-летия труппы коллектив перебрался из Кузьминок в Концертный зал "Россия", где и провел гала-концерт. Юбиляра поздравили представители губернатора Московской области Бориса Громова и Министерства культуры. Вечер был построен как "ретроспекция творческой летописи театра" (читай - фрагменты из классической хореографии). Основной художественный прием - одну роль исполняют несколько солистов, своих и пришлых. Если Белым лебедем выплывает артистка "Русского балета" Майя Иванова, то Черной птицей объявляется приглашенная Анастасия Волочкова. Если эротические пляски "Шехерезады" начинают гости из ГАБТа Илзе Лиепа и Марк Перетокин, то заканчивают свои: Римма Сологубова и Сергей Баталов. Вечер включал хореографию Льва Иванова и Мариуса Петипа. Вслед за "Вальпургиевой ночью" из оперы "Фауст" показали "Вакханалию" из оперы "Самсон и Далила". "Вакханалию" сочинил Александр Горский в 1917 году. Танцы в опере Гуно поставил Леонид Лавровский в 40-х годах. Номера очень похожи...

У руководства труппы есть собственные взгляды на историю русского балета. В отрывке из спектакля "В честь Фокина" появляются беседующие фокинские современники, балетоман и балетоманка, они спорят, но потом сходятся на том, что значение легендарного прыжка Нижинского в "Видении розы" (герой вылетает в раскрытое окно) "сильно преувеличено". Видимо, поэтому "Видение розы" не побоялся станцевать солист ГАБТа Андрей Евдокимов: он еще не оправился после травмы, но тем не менее вышел на сцену, а вместо упомянутого прыжка просто поднял ногу и перешел через подоконник. С соответствующим впечатлением в зрительном зале. Сам Вячеслав Гордеев снова примерял на себя биографию классика, выходя на сцену "в роли Михаила Фокина" (роль свелась к подбадриванию танцовщиков в халатах, готовящихся к выступлению; артисты, в свою очередь, видимо, преобразились в этот момент в исполнителей из дягилевской труппы?).

Вопрос номер один: зачем в "Видении розы" понадобилось уродовать знаменитый костюм Льва Бакста и вместо него одевать исполнителя в нечто лилово-приблизительное? Вопрос номер два: можно ли объявлять отрывок из балета "Сильфида" в хореографии Филиппо Тальони, если в мире существует лишь ее позднейшая полуфантазийная реконструкция, сделанная Пьером Лакоттом, а в "Русском балете" добавляют к танцу а-ля романтизм не свойственные этому танцу, но зрелищные высокие поддержки?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
765
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
950
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
869
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
868

Другие новости