ГОНЗАГО приехал в Россию в 1792 году по приглашению своего верного почитателя князя Юсупова, познакомившегося с художником во время дипломатической службы в Турине. Выбрав для работы "варварскую" страну, признанный к тому времени в Европе мастер быстро понял, что не ошибся в выборе и нашел здесь широчайшее поле для приложения своих многочисленных талантов. Вскоре после приезда Гонзаго приблизили к себе император Павел I и его супруга императрица Мария Федоровна, сделавшие итальянцу ответственнейший заказ: архитектурно-художественное обустройство любимого Павловска и проектирование там придворных празднеств.
Однако особой привилегией мастера стала сценография - оформление спектаклей в Императорском театре, первый же из которых обнаружил достоинства непревзойденного мастера. Актер Сандунов, участвовавший в одном из представлений, оформленных Гонзаго, признавался, что впервые на его богатой профессиональной памяти "декорации принудили публику забыть об играемом спектакле".
┘Внезапная смерть Павла I могла бы погубить дальнейшую карьеру художника, однако все тот же Юсупов, владелец большого крепостного театра, уберег его от возможной опалы, выписав в Москву и заказав оформление двенадцати спектаклей. Эти блестящие работы стали эталонными в искусстве отечественной сценографии и вписали золотыми буквами имя итальянца в историю российской сцены.
Творческий опыт, приобретенный в России, дал художнику богатейший материал для нескольких теоретических трактатов о театрально-декорационном искусстве, в которых он раскрыл характерные особенности искусства сценографии в общей эстетической системе русского классицизма конца XVIII в. - начала XIX в.
Долгое время после смерти имя Гонзаго оставалось полузабытым, и лишь новый подъем русского театрального искусства и его мировое признание вкупе с обостренным интересом к традициям классицизма в начале XX столетия вернули интерес к творческому наследию мастера. Его искусство, почитавшееся современниками как "музыка для глаз", и сегодня дает богатейший материал для творческого "цитирования" современным сценографам и архитекторам.
Гонзаго оставил в России богатейшее творческое наследие, многое из которого дошло до наших дней. Самым богатым собранием художественных работ итальянского мастера (эскизы декораций, проекты декоративных росписей и архитектурных сооружений, рисунки и планы) и архивных материалов, связанных с его именем, обладает Государственный Эрмитаж. Немалое число шедевров Гонзаго хранится в Государственном Русском музее, в фондах Государственной театральной библиотеки города и Павловского музея-заповедника. Но и первопрестольная не обижена: в музее-заповеднике в Архангельском, бывшей родовой вотчине Юсуповых, бережно хранятся фрагменты подлинных декораций, выполненных рукой самого художника и другими мастерами под его руководством.
Юбилейный год Гонзаго дал замечательный повод представить эти сокровища на публичное обозрение. К дате смерти художника - в конце июля - начале августа музейные работники готовят большую экспозицию в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, собранную из коллекций петербургских и московских музеев. Выставка будет снабжена объемистым печатным каталогом. В него помимо репродукций и описания всех произведений Гонзаго, хранящихся в России, войдут исследования специалистов, посвященные биографическим и творческим связям художника с Россией и с русским искусством. В нынешнем году начнется и восстановление знаменитого театрального павильона в Архангельском благодаря средствам, выделенным Министерством культуры России и участию частных спонсоров, однако большой объем реставрационных работ, к сожалению, не позволяет надеяться на то, что они будут завершены в юбилейном году.