"САМОЕ дорогое у человека - это жизнь" - хрестоматийное изречение, где слух режет только "дается один раз", отрицающее бессмертие души. Герою французского фильма "Вторая жизнь" 30-летнему Венсану оказалось "мучительно больно" через миг после автокатастрофы очнуться... не на больничной койке, а на том же месте, в другой машине, 17 лет спустя.
Опять речь пойдет о путешествии во времени? Говорят, в Лондоне хранятся бич и треуголка Пимпа Дрейка из 18-го столетия, на несколько минут заброшенного в вагон военного поезда в 1914-м, в архивах ФБР - дело о человеке, сбитом в Нью-Йорке в 1952 г. - конторщика, без вести пропавшего в 1903-м, а устных "свидетельств" и вовсе несть числа... Но фильм о другом. О выборе. "Временной сдвиг всего лишь прием", - так определил тему своей картины Патрик Брауде, сыгравший в ней и главного героя. Самое трудное, по словам режиссера, было воссоздать год 1982-й до мелочей. Есть понятие временной синусоиды - все повторяется через раз, и каждое десятилетие - антипод предыдущего. После просмотра фильма осознаешь, как за неполные 20 лет поменялось буквально все: теплый оранжевый фон сменил виртуально-синий, спортивно-экологический стиль - офисный и "кислотный". В начале 80-х "продвинутые" молодые люди практиковали "бегство на Восток" (не случайно действие фильма начинается в Индии, где Венсан и два его друга путешествуют автостопом), теперь бегут в "виртуалку", странствуют во Всемирной паутине. "Это были очень волосатые годы, - говорит режиссер о выбранной им эпохе, - у всех были неправдоподобные шевелюры, включая футболистов". Не случайно отправными точками этой истории стали два футбольных матча Франции на кубок мира - "волосатого" Платини сменил лысоватый Зидан. Русский человек из 82-го в 1991-м очнулся бы в другой исторической эпохе, но у Венсана и без того "крыша едет"... 1998-й обрушивается на него трелями мобильников, щитами бегущей рекламы и прочими вещами, для нас привычными. "Быть человеком - значит, выбирать, - говорит один из героев фильма, старый раввин, - если не выберешь ты, твой выбор сделают за тебя. И не удивляйся тогда, что ботинки, купленные тобой, тебе не впору". Венсан, в 30 лет так и не научившийся выбирать, предпочитая плыть по течению, наказан - все не впору ему в собственном будущем. Исчезла возлюбленная, мудрая и нежная Лори, на которой он все не решался жениться. В расплывшейся вульгарной особе он с трудом узнает улыбнувшуюся ему 17 лет назад красотку-продавщицу, оказавшуюся его супругой, а грубиян-школьник и рано созревшая девица зовут его папой. И он сам - "розоватый" по убеждениям интеллигент левых взглядов, начинающий предприниматель, борец за экологию - теперь превратился в президента концерна, производящего упаковку, хозяина солидной недвижимости и нефтяных акций, то есть в то, что он всю жизнь презирал... "Промахнулся" не только Венсан. Один из его друзей, толстяк-неудачник, разорившись, стал его личным шофером, другой, бывший левак-экстремист, подался в буддисты, в раввины.
"Не тот" выбор сделало все поколение и, вполне вероятно, настоящее Венсана и его друзей - наше не столь далекое будущее.
Философский, метафизический пласт - буддийские мотивы, экзистенциальная проблема выбора, цитаты из Каббалы - упрятан в "упаковку" популярного жанра, фильм стилизован под комедии начала 80-х с Депардье и Ришаром. Отсылка к Марселю Прусту звучит здесь как пародия, - кусочек бисквитного печенья, вернувший героя в прошлое (знаменитый эпизод из романа "В поисках утраченного времени"), - именно кусочек бисквитного печенья оказывается недостающей деталью, позволившей Венсану повернуть время вспять, чтобы, вернувшись в прошлое, сделать свой выбор. Но... не так все просто.
"Мне не хотелось следовать логике фильмов о путешествиях во времени, - говорит режиссер, - поэтому столь неожидан финал. Все предопределено. Ничего не предопределено". Такой, по мнению создателей фильма, основной парадокс бытия.
Семнадцать лет назад молодой врач ветеринарной клиники, случайно встретив друзей-кинематографистов, поехал с ними на Каннский кинофестиваль. "Я пошел в клинику, - вспоминает Патрик Брауде, - и сказал, что увольняюсь, потому что хочу работать в кино". Итог этих 17 лет - 11 картин (режиссер, актер, автор или соавтор сценариев). "Конец предопределен, - сказал Брауде, отвечая на вопрос журналиста, - не предопределен только путь, по которому мы должны следовать, чтобы достигнуть конца".