-ИОСИФ ЛЕОНИДОВИЧ! Интересно, как возникла идея этого продолжения? Не у Акунина, а у вас в театре?
- Начну чуть издалека. Наш театр за все годы существования (а 27 марта нам будет 12 лет), при том что мы были участниками огромного количества западных обменов, показов, фестивалей и получали различные награды, никогда и нигде в России не участвовал, нас никогда не номинировали ни на какую "Маску". Но тут произошла странная ситуация! Никто не спрашивал, никто не звонил, никто не говорил. Мы прочли программу предстоящей театральной Олимпиады и увидели, что наш театр чуть ли не единственный представлен двумя спектаклями: чеховской "Чайкой" и акунинской, которой у нас нет.
- Вы хотите сказать, что вас заставили ее поставить?
- Мы прочли программу, а уж потом в театре раздался звонок: уточните числа премьеры. Уточняю - 19 и 24 апреля. Так что, можно сказать, у нас просто времени не осталось. Декорации только что запущены в работу. Все нормально - как обычно в цейтноте.
- Но, наверняка, мало быть заявленным в какой-либо программе. Спектакль не может состояться без внутреннего тяготения самого театра.
- Может быть, мы бы и не обратили внимание на акунинскую "Чайку", если бы в нашем театре не шла чеховская. Тут какая-то обратная связь. Потому что "Чайка" - единственный спектакль в нашем театре, который не соответствует названию "Школа современной пьесы". И вот невероятно современная "Чайка" Акунина пришла сегодня к нам через Антона Павловича и оправдала его существование в нашей афише. Акунинская "Чайка" - это экзерсис по поводу чеховской. Причем (это реплика в сторону) меня удивляют многие уже появившиеся критические публикации, где Акунина упрекают в извращении классика. И я понимаю, что подобное будет иметь место в связи и со спектаклем. Я думаю, что Акунин, как все мы, имеет право на свой взгляд и свои фантазии. Есть ремейки, есть вариации, есть импровизации на тему. Акунин берет чеховскую "Чайку" как знак, не более того. И пытается ответить на простенький вопрос, может, непростенький для литературоведов и театроведов: отчего стрелялся Константин? Естественно, как человек живой, рассматривающий и жизнь, и литературу с разных сторон, Акунин попытался посмотреть на это, во-первых, из другого времени, во-вторых, из другого сознания, в-третьих, из другого жанра и так далее.
- Как вы верно заметили - уже начались сопоставления двух авторов и упреки в адрес одного. Вполне закономерно и сравнение двух спектаклей.
- Мы понимаем, что у нас есть спектакль, есть сценография, есть персонажи и артисты. Вначале мы вообще хотели сыграть акунинскую "Чайку" на "территории" чеховской. То есть на той же малой сцене, в том же пространстве. Но потом часть замыслов изменилась: мы перешли в большой зал. Пришлось отказаться от старых декораций. То, что в тексте легко читается глазами, в театре не всегда легко реализуется. У Акунина во 2-м действии 8 раз повторяется один сюжетный ход. Это требует иного театрального решения: декорация стала разворачиваться, она буквально многогранна. Но тот же художник Борис Лысиков, тот же художник по костюмам Виктория Севрюкова, те же артисты, вся компания, которая уже много лет понимает друг друга.
- Большая сцена повлечет за собой, по-видимому, не только изменение декораций?
- При постановке чеховской "Чайки" мы убирали пресловутую псевдочеховскую атмосферу. Все события, происходящие в кабинете Треплева, мы перенесли в театрик в саду. Пытались, как нам казалось, заставить героев внятно разговаривать, видеть, слышать, то есть реакции должны были быть сегодняшними. Сейчас наоборот. Имея достаточно жесткий акунинский текст, мы стараемся привнести туда чеховскую атмосферу и возвращаем звуки далеко проезжающего паровоза, лопнувшей струны, шум дождя, вой ветра - все, что стало банально-знаковым для Чехова. Дальше поглядим. Еще проблема - жанр. Сам драматург его не до конца осознает, хоть и определил, как и Чехов, пьесу комедией. А нам его нужно разгадывать как жанр театральный. Пародия - не совсем, детектив - не вполне... Вот репетируем. Как всегда, очень интересно.
* * *
В самом театре шутят: скоро будет не две "Чайки", а четыре. Потому как главные пары Татьяна Васильева-Виктор Шамиров и Ирина Алферова-Александр Гордон сильно отличают один спектакль от другого. Поклонники каждого "тандема" получат новую возможность еще раз увидеть любимых артистов, а критики - отточить перо в "хвале и клевете".