В посолстве Италии прошел очередной концерт из цикла "Выдающиеся российские исполнители в резиденциях послов, аккредитованных в России". Нынешний цикл - третий в серии, несколько лет назад начатой продюсером Борисом Рубиным: первая проходила в посольствах стран Большой Восьмерки и стала не только культурным, но и политическим проектом, вторая часть проекта проходила в зарубежных резиденциях российских послов, где выступали знаменитые российские исполнители. Третий - снова российский этап - получил название "Российские музы - миру" и вновь представляет в московских дипломатических представительствах солистов Московской государственной филармонии (к слову, неравнодушной к данному проекту Рубина).
Надо признать: концерты из посольского цикла собирают действительно высший свет, дипломатов, политиков и бизнесменов в зале бывает больше, чем деятелей культуры. Вероятно, именно в расчете на "немузыкальную" публику и составляется программа таких вечеров. На "итальянский концерт" пришли министр иностранных дел Игорь Иванов, Георгий Сатаров, митрополиты Питирим и Нифон, ватиканский нунций, Каталин Любимова, Вячеслав Зайцев, Светлана Конеген, Лев Новоженов, Сергей Благоволин... Можно сказать так: среди ста пятидесяти зрителей не было случайных гостей.
Предыдущий, январский концерт - в клубе "Монолит" - вел Юрий Любимов, нынешний - Эльдар Рязанов. Подобная оригинальность, надо признать, выгодно отличает рубинские концерты от многих других, которые ведет Святослав Бэлза (в адрес которого Рязанов сделал тем не менее изящный реверанс). Домашняя манера Рязанова гармонировала с последующим домашним или, если угодно, салонным, хотя и высочайшего класса музицированием (речь Рязанова лишний раз заставила пожалеть о временах, когда он вел лучшие выпуски "Кинопанорамы"). Но стены посольства располагали, как видимо, к диссидентству, и потому, говоря о Науме Штаркмане, Рязанов сказал, что при советской власти пианиста "не выпускали из нашего государства, чтобы не сказать тюрьмы".
Кроме Штаркмана в концерте принимали участие солистка Московской государственной филармонии скрипачка Мария Лазарева (была исполнена Сонатина для скрипки и фортепьяно Шубента-Листа), а также ансамбль солистов "Eccеllente", руководимый народным артистом России Евгением Непало.
В программу и последующие "бисы" была включена та самая популярная классика, что вызывает у человека средних лет приятную ностальгию, поскольку при советской власти именно под такую несложную для неподготовленного уха, но замечательную музыку шли осенние или соответственно времени года весенние телезарисовки: моцартовский дивертисмент, Серенада, Баркарола и "Аве Мария" Шуберта-Листа, "Ноктюрн" и "Фантазия-экспромт" Шопена... Конечно, все это никак не отменяло качества игры, того высокого класса, которые по-прежнему демонстрирует Наум Штаркман. Высокое поэтическое сравнение со спиртом в петровском штофе позволяет перейти здесь к столь же несомненному качеству водки, которой обносили собравшихся очаровательные представительницы компании "Русский стандарт", оказавшей немалую помощь в организации вечера.