-ВАЛЕРИЙ, с чего все началось? Зачем танцовщику эта головная боль - собственная труппа и все вытекающие из этого заботы?
- Началось со знакомства с балериной Алсу Кондралеевой. Вероятно, нас с ней свела судьба. Я поделился с ней многолетней мечтой - иметь собственную труппу. В результате Алсу сейчас художественный руководитель нашего коллектива. А мечта возникла, потому что захотелось сделать что-то непохожее на другие балетные коллективы. Я всегда любил шоу и решил попробовать соединить танец и броскую зрелищность, па-де-де и пантомиму, классику и джазовый танец. Старался соединить театр в традиционном понимании этого слова с законами эстрады. Найти золотую середину. Вынашивал "Аллегории любви" два года. Искал музыкальный материал, выстраивал эпизоды... Нас никто не спонсирует, потому приходится на все зарабатывать самим. Мы уже показывали "Аллегории любви" в Театре оперетты, на гастролях в Прибалтике, на Украине. Когда мы создавали труппу, никто не верил, что мы выживем. Но мы выжили.
- А чем же ваш спектакль отличается от сборного балетного концерта?
- Многим. Шоу - это синтез движения, света, звука, различных спецэффектов. Это использование современных сценических технологий. У нас в стране очень богатые традиции танца и в классике, и в народно-сценическом танце, да и танец-модерн в России расцветал еще в начале XX века. Так что есть все основания для многопланового пластического зрелища.
- А почему вы тяготеете именно к шоу? Из коммерческих соображений? Шоу легче продать?
- Я люблю все, что зрелищно. И мне нравится "безбрежность" этого жанра: в него можно очень многое вместить. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что конкурировать в той области балета, что предлагают Большой или Мариинский театр, глупо и бессмысленно. Там всегда станцуют классику гораздо лучше, чем мы. И зритель туда за классикой и пойдет. А к нам он придет за другим. "Аллегории любви" - полноценный спектакль с сюжетом и главным героем - Маэстро, человеком из мира искусств. Маэстро может быть и композитором, и музыкантом-исполнителем, художником или писателем - кем угодно, мы этот образ не конкретизируем. Он многое повидал, еще больше испытал в жизни - и теперь через разные танцы вспоминает отдельные моменты биографии, свои встречи с женщинами, счастливые и неудачные влюбленности. Ведь балеты почти всегда сюжетно построены на историях любви. И не только балеты...
- При таком раскладе все пригодится: и "Жизель", и "Лебединое озеро", и "Дон Кихот"...
- Все это есть, в отрывках. Согласитесь: ничто лучше не передаст печали, чем дуэт из второго акта "Жизели", а смену страстей - танцы Черного и Белого лебедя. И еще "Вешние воды" - концертный номер Асафа Мессерера, он сделан на музыку Рахманинова, с этим оптимистическим танцем Маэстро вспоминает свою первую, самую светлую, любовь. Но в спектакле не только использованы отрывки из классики. Я сам поставил много танцев. Вообще в спектакле есть все - музыка Чайковского и мелодии из кинофильма про Джеймса Бонда, тяжелый рок и японские барабаны, есть пуанты и каблуки, пантомима и карнавал, путешествия по миру и остановки-раздумья, массовые танцы и танцевальные монологи... Многие стили пластики. Очень сложная световая партитура - мы будем ставить свет перед спектаклем двое суток. И попытка передать все эмоциональные переживания - сомнения и разочарования, одиночество и встречи, поиски свободы и необходимость привязанности к кому-то...
- И что же происходит с вашим Маэстро?
- Эту роль исполняет Сергей Чернобровкин, наш солист и одновременно педагог-репетитор. Маэстро временно попадает в сферу притяжения "темных сил" (в шоу есть танец с таким названием), потом идет по "дорогам жизни" (тоже название танцевального номера), радуется и печалится на венецианском карнавале, где вступает в борьбу с Королем и Шутом, здесь - различные танцы народов мира, потом становится очевидцем и даже участником трагедии Кармен в Испании. В общем, и сказка, и быль.
В спектакле звучит "живая" скрипичная музыка: свои сочинения, написанные специально для "Аллегорий любви", играет 19-летняя Наталья Бирюкова. Они называются "Плачущий ангел" и "Сумеречная душа". А в финале вся труппа, все герои приключений появляются на сцене под Ванессу Мэй. Вот такая история о мире, в котором живет Маэстро. Возможно, он создал этот мир в своем воображении...
- Какие известные шоу мира вы считаете образцом? Не для буквального подражания, а по уровню?
- Я люблю старые классические мюзиклы типа "Танцев под дождем". В определенной степени нравится "Риверданс". С этим шоу у нас случилась своя история. Эта труппа приезжала в Россию инкогнито, по приглашению московского Ирландского клуба, и давала "для своих" одно-единственное представление. Мы в этом вечере участвовали, потому что я давно знаком с членами клуба: они каждый год устраивают шествие по Тверской в честь праздника Хэллоуин, а я для этого шествия ставил танец. Когда артисты "Риверданса" переодевались, мы выходили на сцену и показывали свои танцы. Но при том мне кажется, что "Ривердансу" не хватает зрелищности, он несколько однообразен, хотя, конечно, танцуют очень профессионально. И музыка замечательная. Хорошее шоу - это точное чередование и пропорциональное сочетание всех компонентов. В этом смысле мне понравилось то, что сделал Морис Бежар на музыку группы "Квин". А критерий для меня - когда зрители говорят: "Как, уже закончилось? А я бы еще посмотрел". Для этого надо найти изюминку в каждом эпизоде.
- А в целом - испечь пирог с изюмом...
- Вот именно. Чтобы было вкусно, чтобы публика все съела и попросила добавки.
- Почему вы играете на сцене военного театра?
- С главным режиссером Театра Российской армии Борисом Морозовым у нас сложились хорошие деловые контакты. Он пришел на наш спектакль, ему понравилось, и мы вместе решили: если 20 марта все пройдет удачно, то мы становимся репертуарным коллективом Театра Российской армии, заключаем договор о периодическом прокате нашего шоу на этой сцене. Кроме того, есть и планы совместной постановки.
- А собственно балетные планы?
- Снова шоу, но совсем другого характера - танцевальный рассказ о том, что принес нам прошлый век. И джаз, и рок, и новую литературу с музыкой, и авангардное искусство, и техническую революцию. Но вместе с тем - наркоманию, взрыв насилия, войны, СПИД... Мы используем симфонии Шостаковича плюс специально для этого спектакля нам сочиняют музыку молодые композиторы.
- А нет ли соблазна в репертуаре пойти по проторенной многими дорожке: сборные концерты, беспроигрышный классический "Щелкунчик" на Новый год и тому подобное?
- Нет. Хотя мы участвуем во многих проектах, от новогодних елок до празднования Дня города в Москве. Я делал режиссуру на открытиях и закрытиях кинофестивалей, мы ездили в Белоруссию на фестиваль "Славянский базар". В общем, ни от какой работы не отказываемся. Мне поступает много приглашений что-то поставить в других коллективах, но я предпочитаю работать на своих ребят.
- Расскажите о труппе балета "Возрождение".
- У нас 35 человек, все с профессиональным образованием, ребята приехали из разных городов и разных театров. Работа построена по принятому в мире образцу: нет разделения на "звезд" и кордебалет, все танцуют все. Увы, у нас нет знаменитых имен, которые сами по себе могут собрать полный зал. Но за исключением 2-3 человек танцовщики молодые, от 19 до 25 лет, и перспективные. Молодость дает им преимущество: они еще не "затвердели" в какой-то одной системе танца, у нас классический танцовщик учится исполнять хип-хоп, а "народник" стоит на пуантах. В классе у нас не только классика, но и акробатика, и джаз-танец. Я сам его преподаю, и приезжают периодически французские педагоги. Собираемся ввести рок-н-ролльный класс по изучению высоких поддержек. И пригласили фигуристов, они будут учить ребят некоторым движениям фигурного катания.
- Будете делать двойные подкрутки?
- Да, что-то в этом роде.
- Вашим артистам осталось только запеть...
- А что? Это в принципе возможно. У нас есть танцовщики, которые отлично поют. И мюзикл когда-нибудь поставим. Вот вы упоминали о "Щелкунчике" - не исключено, что по Гофману и попробуем силы в мюзикле. Мы сейчас создали собственную школу танца, принимаем туда детей с 5 лет, всех, кто желает учиться танцевать, но в перспективе хотелось бы самим готовить артистов для балета "Возрождение".