0
809
Газета Культура Интернет-версия

07.03.2001 00:00:00

Техника чувства

Тэги: Ойос, фламенко, танец


Кто хоть раз видел фламенко Кристины Ойос - не забудет его никогда. В кинотрилогии Карлоса Сауры - "Колдовская любовь", "Кармен", "Кровавая свадьба" - танец Ойос был так же неотразим, как лицо и плечи Лауры дель Соль, исполнительницы женских ролей в этих фильмах, необыкновенной красавицы, но далеко не такой же танцовщицы. Позже мы видели Ойос "живьем" - когда из Испании приезжала труппа со спектаклем "Кармен". В ее танце завораживала естественная органичность и полнота ощущения, какая бывает в классике у выдающихся балерин, а в фламенко - у великих "байлаор" (исполнительниц).

Двенадцать лет назад Ойос создала собственную труппу, в которой сама ставит танцы. Первый же ее спектакль - "Сны фламенко" - получил престижную театральную премию имени Лоуренса Оливье. В Москве был показан другой спектакль Ойос - "В ритме времени". К сожалению, из-за плохой работы организаторов гастролей мы были лишены возможности запечатлеть на фотопленке моменты спектакля.

На пресс-конференции Ойос рассказывала, что танцует с 12 лет, а в 18 - выступила в павильоне Испании на Всемирной выставке в Нью-Йорке, после чего о танцовщице заговорили знатоки фламенко. Кроме фильмов Сауры, Кристина снялась в картине по мотивам "Ромео и Джульетты", где действие происходит в двух враждующих цыганских семьях, и в телесериале, сыграв там драматическую роль. Двадцать лет она была примой труппы выдающегося танцовщика и хореографа Антонио Гадеса, ее партнера по кино. Кроме фламенко, Ойос любит оперу, и не только "Кармен". Из балетных версий последней видела и полюбила "Кармен" Ролана Пети и спектакль с Майей Плисецкой. Мечтает станцевать с Владимиром Васильевым под игру Ростроповича.

Показанное на сцене Кремлевского дворца зрелище - антология произведений Ойос. В спектакле-концерте участвуют по 5 танцовщиков и танцовщиц, по три певца и гитариста. Важна роль света - он то локально вспыхивает, как свеча, освещая одинокую фигуру в статике или в движении, то заливает всю огромную сцену, словно взошло солнце. Свет - знак огня. Испанские поэты много писали о пламени в крови у танцовщиков фламенко, историки искусства возводят к слову "фламма" (пламя) происхождение названия этого танца испанских цыган. У профессиональных исполнителей фламенко, а тем более у таких артистов, как Ойос, древний огонь по-прежнему бушует, но он сдержан дисциплиной высокой танцевальной техники. Анархия чувственности возникает из виртуозной дроби каблуков и регулируется ритмом. Вызов танцовщиков друг другу и зрителям рожден и контролируется хорошо поставленными волнообразными движениями рук. "Страдание без боли" выражено выверенным рисунком па, исключающим импровизацию в групповом танце и допускающим ее в сольном. Артисты труппы Ойос хорошо передают то почти инстинктивное существование, которое переживают герои танцев фламенко. Каждый - то агрессор, то жертва. И у каждого вульгарность неотделима от возвышенного.

Ойос смешала традиции фламенко с веяниями современного танца. Повороты на каблуках, которые в мужской фламенко ввел Антонио Гадес, невиданные ранее подпрыгивания, новые ракурсы корпуса, по-особому змеящиеся руки, когда отдельно движется каждый палец на кисти - и название "В ритме времени" получает не только переносный смысл. Сама Ойос солировала в шахтерском танце "Таранто", передавая ощущение почвы, земли, почти постоянно смотря вниз, иногда поднимая лицо к свету. Она двигается уже не так стремительно, как раньше, но так же захватывающе-значительно. Ее несколько погрузневшая фигура по-прежнему дает ощущение масштабности окружающего пространства.

Недавно Ойос получила предложение возглавить Национальный балет Испании. Пока она думает: идея заманчива, но бросать ли свою труппу и переезжать ли из Севильи в Мадрид?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
782
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости