Кто хоть раз видел фламенко Кристины Ойос - не забудет его никогда. В кинотрилогии Карлоса Сауры - "Колдовская любовь", "Кармен", "Кровавая свадьба" - танец Ойос был так же неотразим, как лицо и плечи Лауры дель Соль, исполнительницы женских ролей в этих фильмах, необыкновенной красавицы, но далеко не такой же танцовщицы. Позже мы видели Ойос "живьем" - когда из Испании приезжала труппа со спектаклем "Кармен". В ее танце завораживала естественная органичность и полнота ощущения, какая бывает в классике у выдающихся балерин, а в фламенко - у великих "байлаор" (исполнительниц).
Двенадцать лет назад Ойос создала собственную труппу, в которой сама ставит танцы. Первый же ее спектакль - "Сны фламенко" - получил престижную театральную премию имени Лоуренса Оливье. В Москве был показан другой спектакль Ойос - "В ритме времени". К сожалению, из-за плохой работы организаторов гастролей мы были лишены возможности запечатлеть на фотопленке моменты спектакля.
На пресс-конференции Ойос рассказывала, что танцует с 12 лет, а в 18 - выступила в павильоне Испании на Всемирной выставке в Нью-Йорке, после чего о танцовщице заговорили знатоки фламенко. Кроме фильмов Сауры, Кристина снялась в картине по мотивам "Ромео и Джульетты", где действие происходит в двух враждующих цыганских семьях, и в телесериале, сыграв там драматическую роль. Двадцать лет она была примой труппы выдающегося танцовщика и хореографа Антонио Гадеса, ее партнера по кино. Кроме фламенко, Ойос любит оперу, и не только "Кармен". Из балетных версий последней видела и полюбила "Кармен" Ролана Пети и спектакль с Майей Плисецкой. Мечтает станцевать с Владимиром Васильевым под игру Ростроповича.
Показанное на сцене Кремлевского дворца зрелище - антология произведений Ойос. В спектакле-концерте участвуют по 5 танцовщиков и танцовщиц, по три певца и гитариста. Важна роль света - он то локально вспыхивает, как свеча, освещая одинокую фигуру в статике или в движении, то заливает всю огромную сцену, словно взошло солнце. Свет - знак огня. Испанские поэты много писали о пламени в крови у танцовщиков фламенко, историки искусства возводят к слову "фламма" (пламя) происхождение названия этого танца испанских цыган. У профессиональных исполнителей фламенко, а тем более у таких артистов, как Ойос, древний огонь по-прежнему бушует, но он сдержан дисциплиной высокой танцевальной техники. Анархия чувственности возникает из виртуозной дроби каблуков и регулируется ритмом. Вызов танцовщиков друг другу и зрителям рожден и контролируется хорошо поставленными волнообразными движениями рук. "Страдание без боли" выражено выверенным рисунком па, исключающим импровизацию в групповом танце и допускающим ее в сольном. Артисты труппы Ойос хорошо передают то почти инстинктивное существование, которое переживают герои танцев фламенко. Каждый - то агрессор, то жертва. И у каждого вульгарность неотделима от возвышенного.
Ойос смешала традиции фламенко с веяниями современного танца. Повороты на каблуках, которые в мужской фламенко ввел Антонио Гадес, невиданные ранее подпрыгивания, новые ракурсы корпуса, по-особому змеящиеся руки, когда отдельно движется каждый палец на кисти - и название "В ритме времени" получает не только переносный смысл. Сама Ойос солировала в шахтерском танце "Таранто", передавая ощущение почвы, земли, почти постоянно смотря вниз, иногда поднимая лицо к свету. Она двигается уже не так стремительно, как раньше, но так же захватывающе-значительно. Ее несколько погрузневшая фигура по-прежнему дает ощущение масштабности окружающего пространства.
Недавно Ойос получила предложение возглавить Национальный балет Испании. Пока она думает: идея заманчива, но бросать ли свою труппу и переезжать ли из Севильи в Мадрид?