Завидна ль посмертная судьба Валерия Гаврилина, удостоившегося подобного официозного мероприятия? На вечер его памяти собралось чиновничество его родной Вологды (включая губернатора), Петербурга, где он жил, самого, наконец, Фонда культуры (включая его главу Никиту Михалкова); не прибыли приглашенные представители администрации президента и правительства. В казенно приподнятой обстановке, лицом которой стала ведущая вечера все "та" же Нинель Шахова (новости культуры по-советски из программы "Время"), обсуждались хорошие планы по пропаганде творчества композитора. В Вологде проходит ежегодный фестиваль музыки Гаврилина, и его хотят проводить также и в Петербурге; ответственный секретарь Комиссии по творческому наследию Гаврилина (ее председатель Андрей Петров) отчиталась в учреждении именной стипендии, присвоении имени композитора вологодской филармонии и музыкальной школе, установке памятника на могиле, издании книжки с собственными текстами композитора (воспоминания, стихи, эссе), наконец, в выпуске первого тома собрания сочинений Гаврилина с партитурой хоровой поэмы "Перезвоны".
Приветствуя все подобные акции, все же задаешься вопросом: успел ли два года назад ушедший и не доживший до своего 60-летия композитор живым удостоиться столь бодрого официального почитания? Что касается чиновничества, оно в нем нашло крайне выгодную личность для лакировки своего лица. Гаврилина в музыке можно сравнить с Твардовским в литературе, и это сравнение напрашивается само собой, когда слушаешь сюиту Гаврилина "Дом у дороги" по поэме Твардовского: Гаврилин в музыке - предельно прост и доступен для слушателя, но при этом глубок и категорически не банален. Его музыка не только давно широко любима людьми. Ее ждет не меньшее будущее и востребованность, подобно тому как переживает бурное возрождение национально значимая музыка Свиридова.
На вечере нашлось место слову о музыке Гаврилина (говорили Владимир Минин и Андрей Золотов) и самой музыке. Эта неказенная часть стала отдушиной после взаимных чиновных восхвалений. Девицы-красавицы из Детского музыкального театра Вологды (руководитель Юрий Загрядкин) замечательно пели соло, дуэтом и хором и вообще мило смотрелись в облике барышень прошлого века в театральной версии цикла "Вечерок". Потом звучали песни Гаврилина, своеобразные для эстрадного жанра, не простые по построению и явно отсылающие к фольклорным истокам. В них важны слова и особая камерность исполнения, которую подчеркнули певшие на вечере эстрадные корифеи Альберт Ассадулин и Людмила Сенчина. Ассадулин песню "Повстречался сын с отцом" пел под аккомпанемент фортепьяно, за которым оказался дирижер Оркестра Петербургского телевидения и радио Станислав Горковенко. Сенчина пела вообще а капелла. Три песни в ее исполнении, "Скачут ночью кони", посвященная ей "Черемуха" и "Я не знаю" из спектакля "С любимыми не расставайтесь", стали проникновенным обращением к слушателю и оказались самым значимым впечатлением вечера.
Когда на официозных мероприятиях присутствуют неофициозные люди, это всегда приятно: они и придавали всему теплый дух. Кроме вдовы композитора Натальи Евгеньевны это была не сказавшая ни слова Татьяна Дмитриевна Томашевская, первый музыкальный учитель Гаврилина в Детской музыкальной школе # 1 Вологды, где он начал заниматься в 1951 году. Так же, не произнося речей, просто присутствовал единственный из всех великий человек - Зара Долуханова, певшая в свое время песни Гаврилина из "Немецкой" и "Русской" тетрадей. Ее "высказыванием" были лишь воодушевленные аплодисменты Людмиле Сенчиной.
Затем и для каждого присутствующего удалось найти меру участия в мероприятии: чтобы не забыли композитора и посвятили его творчеству регулярный всероссийский фестиваль, они смогли поставить подписи под соответствующим воззванием.