МАЛО КОМУ из столичной публики есть дело до "второразрядных" классических концертов в столь же "второразрядных" залах. Давно прошло то время, когда они посещались столь же охотно, хоть и с меньшей помпезностью, как и Большой зал консерватории. Однако такие концерты до сих пор проходят, их участники - не самые известные музыканты - по-прежнему хотят выступать и выступают часто ничуть не хуже знаменитостей, так как уровень "скромных" музыкантов у нас по-прежнему очень высок, а вот уровень знаменитых заметно снизился. Судя по малочисленности собравшихся на днях в Гнесинском зале на подобный концерт, столичную публику не может заинтриговать и премьера - никогда не звучавшие в Москве клавирные концерты Йозефа Гайдна. Венский классик написал немало, а рекламной "раскруткой" его каждого неизвестного нам до сих пор опуса заниматься некому. Между тем слушать Гайдна необычайное удовольствие, это и полезно для стабилизации душевного состояния. Гайдн - композитор, писавший до и после Моцарта. Рядом с ним Моцарт покажется, пожалуй, избыточно богатым, но ничего похожего на однообразие у Гайдна нет. В его музыке можно найти и рассудительную гармонию, и изобретательную шутку (особенно в бравурных финалах), и чисто романтическое "пение" в духе опер Беллини, какой оказалась медленная часть прозвучавшего соль-мажорного Концерта. Такова, на самом деле, историческая судьба этого композитора, чья долгая жизнь практически связала эпоху Баха с ранним романтизмом, а кончина в 1809 году стала для Наполеона весомым поводом прервать наступление на Вену.
Гайдн состоялся в этот раз во всей своей искренней прелести в первую очередь благодаря солистке. Очаровательная пианистка Екатерина Державина, уже преподаватель Гнесинской академии, - девушка на удивление серьезная и целеустремленная, с выраженным музыкальным интеллектом. Она ощущает объемное многообразие этой музыки, нужную меру эмоций в гайдновской сдержанной инструментальности и, владея красками инструмента, умеет это передать. Несколько жесткий местами звук компенсируется максимализмом чувств, но силу переживания, в свою очередь, облагораживает чистота и выверенность игры. На зал это исполнение производит в результате захватывающее впечатление, сильное и светлое. Державина - лауреат конкурса в Саарбрюккене, получила известность в Германии, часто там выступает и оттуда привезла неизвестные здесь ноты концертов Гайдна.
Солистку сопровождал камерный оркестр "Кантилена" под управлением Андрея Истомина. Оркестр этот часто фигурирует на афишах "Московского концертного объединения", но действует по "фестивальному" принципу. То есть его музыканты постоянно работают в других оркестрах Москвы и собираются в "Кантилену" на конкретную программу. При наличии определенных недочетов, игра музыкантов не казалась случайным делом: в ней был необходимый тонус и заинтересованность происходящим. Музыканты охотно вносили свой вклад в созданную Державиной высокую атмосферу концерта. Поскольку статус зала и самого концерта не столь высок, как у многочисленных рекламируемых мероприятий в престижных заведениях, остается засвидетельствовать, что музыка и музыканты могут лишь своими силами формировать значимую событийность.