"СТРАНА живительной прохлады / Лесов и гор гудящих, где / Всклокоченные водопады / Ревут, как будто быть беде...", - писал Николай Гумилев, воспевая красоты скандинавской природы. Начало этого стихотворения и дало название выставке искусства стран Северной Европы XVII-начала XX века, которая открылась в залах Музея имени А.С. Пушкина. Экспозиция знакомит зрителей с произведениями художников Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии из российских музеев.
Искусство этих стран, увы, не так хорошо известно нам, как, например, искусство Италии или Голландии. Отчасти потому, что первая и единственная выставка работ скандинавских художников состоялась в России более ста лет назад, в конце XIX века. В истории искусства стран Скандинавии мы вряд ли встретим имена, сравнимые по своему масштабу с Веласкесом или Рембрандтом.
Художественные связи между Россией и странами Скандинавии складывались на протяжении нескольких веков. Особенно интенсивно эти взаимоотношения стали развиваться во второй половине XVIII века. В период правления Екатерины II, которая, кстати, приходилась родственницей королю Швеции Густаву III, в Петербурге работал прославленный шведский портретист Александр Рослин. Показанный на выставке парадный "Портрет великой княжны Марии Федоровны" из Эрмитажа - свидетельство блестящего формального мастерства художника. Изобразив великую княжну в эффектной позе на фоне несколько условного пейзажа, Рослин откровенно любуется красотой своей модели, затмить которую не может даже роскошь ее великолепного туалета. Переливы атласного платья, кружева отделки, блеск жемчугов и бриллиантов лишь подчеркивают обаяние улыбки и лукавых глаз.
Долгое время по приглашению самой императрицы в России жил и работал не менее знаменитый живописец из Дании Вигилиус Эриксен. Его парадный "Портрет Екатерины II перед зеркалом" занимает на выставке центральное место. Здесь же мы знакомимся с произведениями крупного шведского жанриста второй половины XVIII века Пера Хиллестрема, получившего образование в Париже в мастерской Буше. В его картинах "Разбитая посуда" и "Перевязка пальца", запечатлевших незамысловатые сцены домашнего быта, ощущается пристальный интерес художника к самым, казалось бы, заурядным событиям повседневной жизни.
В разделе XIX века внимание зрителей несомненно привлечет "Портрет княгини М.Н. Волконской" шведского живописца Карла Мазера. Художник изображает ее в период пребывания в Иркутске в конце 1840-х годов. Даже не зная подробностей судьбы Марии Волконской, нетрудно предположить, что на ее долю выпало немало горестей и волнений. Такой и запечатлел ее Мазер - уставшей, много пережившей, уже не очень молодой женщиной, не потерявшей душевной чуткости и благородства.
Значительное место отведено работам финского художника второй половины XIX века Альберта Эдельфельта, прошедшего художественную выучку в Париже. Наиболее эффектен в живописном отношении "Портрет В.И. Мятлевой-Бибиковой". Обыгран контраст между подчеркнутым изяществом позы героини, изысканностью ее наряда и тревожным душевным состоянием, которое угадывается в чертах ее нервного лица.
Устроители выставки знакомят нас с искусством одного из крупнейших художников Швеции конца XIX века Андерса Цорна. Его свободная, почти эскизная манера живописи оказала в свое время определенное влияние на творчество Репина, Серова, Врубеля, Архипова и многих других. На "Портрете С.И. Мамонтова" - персонаж словно захвачен врасплох во время беседы с невидимым собеседником. Произведений знаменитого норвежца Эдварда Мунка почти нет в российских музеях. В экспозиции - его экспрессионистские полотна.
Любителям прикладного искусства будет особенно любопытно увидеть многочисленные произведения скандинавской керамики, составляющие значительный раздел экспозиции. Выставка продлится до 9 мая.