Работа с куклой не прекращается ни на минуту.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Академический театр кукол имени С.В. Образцова пригласил зрителей на премьеру - "Всю жизнь я играю в куклы". Замечательный спектакль-обозрение посвящен Сергею Владимировичу Образцову, чье 100-летие мы скоро будем отмечать, но это отнюдь не традиционное "собрание сочинений", скорее бестселлер "The best of Obraztsov".
Творческий и жизненный путь Образцова прошел по закону парадокса. Он, создавший знаменитую профессиональную школу, утверждал, что новое в искусстве открывают только дилетанты. Собственно говоря, он и сам обладал всеми "атрибутами" Великого дилетанта.
Учился у Фаворского и Архипова, но не стал профессиональным художником, пробовал себя как актер в музыкальной студии Художественного театра, но не стал ни драматическим артистом, ни певцом. Никогда не учился на кукольника - стал "первым из лучших".
Создав семьдесят лет назад Центральный театр кукол, превратившийся в крупный мировой кукольный театр с уникальной библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, и крупнейшим в мире Музеем театральных кукол, где представлены только подлинники, Сергей Образцов основал ни много ни мало - "столицу" кукольной империи.
За основу композиции нового спектакля "Всю жизнь я играю в куклы" (автор и режиссер Екатерина Образцова) взят самый знаменитый шедевр Мастера кукольных дел - "Необыкновенный концерт". И дело не только в том, что он занесен в Книгу рекордов Гиннесса: этот спектакль поставлен в 1946 году и объехал весь мир. Сегодня "Необыкновенный концерт" воспринимается как определенный знак, неотъемлемая примета целой эпохи, - еще памятной и уже далекой.
На современном спектакле зрительская аудитория делится на две части: для одних происходящее - встреча с давними любимцами. Для других - первое знакомство, при котором театр каждой своей шуткой заново держит экзамен. Перед зрителем проходит вереница популярных героев Театра Образцова: персонажи спектаклей "Необыкновенный концерт", "Волшебная лампа Аладдина", "Шлягер, только шлягер", "По щучьему велению". Как прежде, публика восторженно смеется - искусство гениального кукольника покоряет и детей, и взрослых.
Старые видеозаписи сольных номеров Сергея Владимировича Образцова, включенные в спектакль, - это подтверждение неувядаемого таланта Великого кукольника. Совершенно по закону парадокса, он создал... самых простых в мире кукол. Это - просто шарики, надетые на указательные пальцы. "Шарики" - один из лучших номеров Сергея Владимировича. Под куплеты романса "Мы сидели с тобой..." две руки перевоплощаются в парочку влюбленных.
В спектакле есть и хрестоматийный номер "Колыбельная", где Образцов убаюкивает свою любимую куклу - маленького Тяпу. Сделав собственными руками перчаточную куклу-ребенка в самом начале творческого пути, Образцов не расставался с ней всю жизнь. Черты Тяпиного лица неуловимо напоминают лицо самого кукольника, называвшего куклу "самым старым ребенком в мире". Зрительный зал затихает в конце номера, когда Тяпа "засыпает": как известно, самое трудное в театре - простота чувств, и зрители растроганы невероятной искренностью куклы.
В финале спектакля "на бис" повторяется сложнейший кукольный номер "Танго". Но без ширмы. Зрители воочию видят, как двух кукол ведут несколько актеров, и "коллективная душа" кукольного чуда предстает перед зрителями. Механизм раскрыт, но волшебство гениального кукольника продолжается...
P.S. К сожалению, под угрозой находится проект по открытию Музея-квартиры С.В. Образцова. Есть удивительная коллекция редчайших картин, старинных масок, механических театров, книг. Есть уникальная возможность - вернуться в гости к гениальному кукольнику.
Официально - отказано.
Где приютится Волшебник?