Тот, кто думает, будто покорение казахстанской целины - дела давно минувших дней, ошибается. Француженка Паскалина Ноэль отважилась повторить подвиг целинников. Правда, на свой лад. Получив классическое хореографическое образование в консерватории Бордо и поработав в Париже, Паскалина затем закончила в Нью-Йорке Школу современного танца Марты Грэхем и помимо диплома получила разрешение преподавать технику знаменитой американки. С чем и отправилась в 1995 году в Алма-Ату - осваивать танцевальную целину. Четыре года преподавала в хореографическом училище, где благодаря ей появилось отделение современного танца. Алма-атинский зритель стал свидетелем и первых постановочных опытов Паскалины. Здесь родились модерн-балеты "Подмигивания" и "Опущенный взгляд", а также был восстановлен третий акт балета Марты Грэхем "Acts of light". Отважная целинница не осталась, как водится, без правительственных наград: ей вручили почетную грамоту Министерства культуры Казахстана и орден Шевалье (в области искусства) за создание имиджа Франции в Центральной Азии.
Вернувшись в 1999-м во Францию, Ноэль и ее муж и менеджер Фредерик Аудегонд создали собственную труппу "Terpsy.Danse-Moderne". Паскалина преподает в парижском джазовом институте. Но взгляд ее по-прежнему устремлен к Востоку. "На Восток, вновь!" - так можно перевести на русский язык название французской программы "A l"Est, du nouveau!", в рамках которой в Москве прошла премьера недавней постановки хореографа - "Единственная правда". О художественных достоинствах этого модерн-балета говорить сложно. Молодая труппа еще очень слаба. Да и образного хореографического мышления Ноэль не демонстрирует. Впрочем, это, возможно, и не подразумевается. "Единственная правда" - спектакль-манифест. Единственная правда, по Ноэль, - в движении. Хореограф задается вопросом: "Почему мы забыли, что искусство танца было основным элементом некоторых философских систем, и можно ли вернуть танцу его священный характер?" Основные ориентиры для нее - теория движения Франсуа Дельсарта и постулаты суфизма, а точнее, учение турецкого поэта и философа XIII столетия Мавлана, основавшего некогда орден вертящихся дервишей. Танцевальный экстаз как путь соединения с божеством, путь к высотам духа. Правда, понять все это сможет только тот, кто проникнет в тайны эзотерических символов, под музыку Моцарта и Омара Фаруха Тэкбылека сменяющих друг друга на громадном экране за спинами кружащихся танцовщиц. Кто узнает Дельсарта на блеклой фотографии и Мавлана на старинной гравюре.
"Единственная правда" - лишь одна часть проекта "Москва-Париж. Время современного танца". Его участниками с российской стороны стали Ксения Маршанская и Константин Соколов, создатели и исполнители танц-пьесы "Qu"est-ce que c"est que l"amour" ("Что такое любовь"), почему-то переведенной в программе неточно - "О чем рассказала любовь". Инициатор проекта Ксения Маршанская - журналист. В 1995 она издала книгу-интервью "Сон Пьеро". Увлекшись пластикой, стажировалась в парижском джазовом институте, в том числе и у Паскалины Ноэль. "Что такое любовь" - набор освоенных в ходе мастер-классов движений и комбинаций танца модерн, приправленный атрибутами загадочной русской души, как то: с пафосом простертые к возлюбленному руки, знойное подергивание плечами, душераздирающе-стремительные падения. Расхожие звуки: философичное постукивание водяных капель, шум морской волны. Расхожие мелодии. Плюс поэтические метафоры. Например: "Высохли травы и цветы - вот что ты сделала со мной, когда перестала смотреть на меня" или "Оставь мне свою тень в платье, украшенном солнечными бликами". Тут же "пропасть между нет и да", "ветер отчаяния"... Вы легко продолжите сами. Словом, зритель увидел очередной образчик поп-культуры. Культуры времен всеподавляющего (или уже подавившего?) плюрализма и тотальной свободы так называемого "опыта". Издержки. Ничего не поделаешь.