Cкандально нашумевший из-за тяжб со сценаристкой Еленой Райской фильм режиссера Тиграна Кеосаяна "Президент и его внучка" расслаивается на две разные картины. Одна - это незатейливое кино для души. Другая - кино для того, чтобы думать. Первое очень доброе, второе очень страшное. Беспроигрышный сюжет о близнецах настолько древний, что фильм напоминает вечную сказку, только с современным антуражем. Разлучили в роддоме новорожденных близняшек. В результате одна Маша выросла у бедной художницы-неудачницы Тани (Дина Корзун). А другая Маша стала внучкой президента. Их рано или поздно перепутали, и пошла-поехала комедия в духе принца-и-нищего. Все персонажи здесь забавные и обаятельные. Добрый и простой как валенок дедушка-президент с генеральским прошлым (Олег Табаков). Его неподражаемый верный помощник дядя Саша (Владимир Ильин). Медсестра Алиса (Алена Хмельницкая) и ставший ее мужем флегматичный доктор (Александр Адабашьян). Их сын, пончик-сластена Ромочка (Алексей Золотовицкий). И обе симпатичные девочки Маши в исполнении Нади Михалковой. Путаница заканчивается ко всеобщему удовольствию прямо под Новый год хеппи-эндом, ставшим уже каноническим для модной сейчас в отечественном кино "светлухи".
Но даже по сравнению с Марком Твеном фильм проигрывает в эмоциональной тонкости и гуманности. У Твена в финале принц делал нищего придворным, даруя ему и его семье свою дружбу и статус приближенного. А у Кеосаяна две семьи встречают Новый год порознь - в этой сказке братание бедных и богатых явно не становится повседневным правилом. Пошалили - и отбой, марш по своим социальным нишам.
Вообще концепция общества в фильме страдает и архаизмом, и новейшей беспардонностью одновременно. Попав в дом к прозябающей художнице, президентская внучка с изумлением обнаруживает, что дети в бедных семьях работают. И объясняет Тане, что, по конституции, дети работать не должны. Таня отвечает, что конституцию не читала и в глаза не видела. А если бы прочла вовремя, - как бы подразумевает фильм, - тогда бы не позволила своей дочери продавать газеты. Стало быть, вся проблема - в слабой информированности?.. Вполне понятно, что внучка президента фыркает, очутившись в бедной квартире, но то, что, очутившись в кремлевских покоях, бедная Маша продолжает собирать бутылки, стоя над душой у пьющего газировку охранника, - это уже мало приличный фарс.
Некорректна и ложна подразумеваемая идея о привычке к бедности. Мол, отними ты у бедняка привычный образ жизни, подари ты ему достаток - и он получит стресс. Конечно, для средних веков представление о бедности, дарованной свыше, можно счесть вполне органичным. Но сейчас от него веет просто ханжеством. Оно равносильно команде "всем оставаться на своих местах". Бедным - любя и ценя свою бедность. Состоятельным - не переживая о малоимущих и не испытывая угрызений совести.
Правда, бедные люди могут поделиться с состоятельными хотя бы тем, чем богаты, например своим потомством. Все начиналось с подлога младенца. Мертвый внук президента в роддоме был тайно заменен на одну из девочек обычной матери-одиночки. Потом под дулом пистолета Доктор признается бедной Маше, как все это произошло. Но до художницы Тани сведения о ее втором ребенке так и не дойдут. А зачем? Она и одну девочку еле вырастила. И разве нужна привилегированной Маше такая мама? Добрый президент от чужого ребенка, конечно, не отвернется, но и девочка, выросшая в президентской семье, в объятия родной матери не бросится. Это вам не латиноамериканский сериал. В российской новой сказке от выгодной социальной ниши ради семьи никто так просто не откажется.
В финале, уже распрощавшись с бедной Машей, глава страны выезжает в народ - сдавать бутылки в пивной ларек и распивать на морозе "ершик" с уличными алкоголиками. Раньше политические лидеры сажали деревья и закладывали кирпичи в фундамент новостроек, чтобы приблизиться к народу. Имея в виду, что народ - это трудящиеся. А теперь президенты сдают стеклотару. Вероятно, имея в виду, что народ - это бомжи и нищие. Правда, вся процедура сдачи бутылок в фильме производится президентом без всякой фальши, он получает удовольствие от игры в люмпена и маргинала. "Президент и его внучка" отражает новую стадию радостного приятия расслоения общества. Сильные мира сего становятся так далеки от мира бедных и обездоленных, что, кажется, вообще не могут воспринимать его иначе, как абсолютно условную ситуацию. Бедность для них - это виртуальная реальность. И они включаются в нее со всем запалом, как в компьютерную игру.
В "Принце и нищем" самой существенной темой становилось узнавание жизни обоими героями. В "Президенте и его внучке" эта линия самая слабая и неразработанная. Можно сказать, что ни та ни другая Маша так и не включается в новую роль. Убежать из чуждой среды обитания пробуют обе - жить там всерьез не пытается ни одна. В результате все события никого из героев ничему не учат, а пафос неожиданных "перемен участи" тихо сходит на нет. В "Президенте и его внучке" традиционная путаница остается лишь милым казусом, не способным ни качественно изменить жизнь героев, ни поколебать общее положение вещей. Таков образ социальной стабильности по Тиграну Кеосаяну...