АНДРИС ЛИЕПА удивил всех. Новый проект своего фонда имени Мариса Лиепы он посвятил европейскому авангарду в целом, немецкому искусству 20-х годов в частности - и тому самому синтезу искусств, о котором мечтали многие деятели немецкой культуры, от Клейста и Вагнера до Шлеммера. Знаменитое детище последнего - "Балет триад" - положено в основу спектакля "Музей Оскара Шлеммера", показанного на сцене Новой оперы.
Шлеммер был в числе главных творцов Баухауза - одновременно высшей школы, художественного училища и творческого объединения, созданного в Германии в 1919 году. Баухауз ("дом строительства") представлял собой своеобразное сочетание традиций немецкого романтизма, "чистого" искусства и новейшей функциональности. Там занимались архитектурой и закладывали основы дизайна, писали теоретические трактаты и ставили экспериментальные спектакли. Шлеммер, одно время руководивший в Баухаузе скульптурной мастерской, поставил два опуса - "Фигуративный кабинет" и "Балет триад". Последний, задуманный им еще до Первой мировой войны, в полном виде появился в 1922 году и свидетельствовал об общих эстетических интересах европейских творцов. Пути Шлеммера во многом пересекались с поисками Адольфа Аппиа, Гордона Крэга и итальянских футуристов в Европе, Лисицкого, Малевича и Мейерхольда - в России. "Балет триад" - сценическое воплощение живописных опытов автора.
Андрис Лиепа решил сделать "Музей Оскара Шлеммера" после того, как познакомился с внуком художника. Лиепа не стремился к аутентичному восстановлению постановки Шлеммера. Его решение - максимально зрелищный современный панегирик "по мотивам" в честь классика авангарда. Отсюда и название, и постановочный принцип (сценография Анатолия Нежного) - лазерное шоу с поднимающимися и опускающимися конструкциями декораций, пола и задника. Инсталляцию, обыгрывающую принцип подвижных пространственно-цветовых соотношений, осуществил режиссер, скрывающийся под псевдонимом "Доктор Да". В миру - это Дмитрий Арюпин, глава маленького пластического театра "черноеНебобелое". В этом коллективе, силами которого главным образом и сделан спектакль, - всего три человека, включая самого Арюпина, в том числе феноменальная Марчелла Солтан, которая показывала чудеса гибкости и пластики.
Из дыма и многоцветных слепящих лучей, под современную техномузыку (в своем последнем варианте Шлеммер использовал Хиндемита), в черных качающихся стенах (в оригинале был черный, желтый и розовый фон) - возникают фантастические костюмы. Медитирующая фигура, в разных направлениях "обшитая" длинными шестами. Роботообразные "рыцарь", "балерина" и антично-греческий воин-гоплит. "Клоун" в ярко-желтом, но с красной конечностью. Асимметричные плоскости и объемы. Шары, надетые на кисти рук как перчатки. Маска и одежда как одно целое. Белые спирали, нашитые на черный остов. "Дутые" жесткие формы, в которых спрятаны руки и ноги, красная бахрома, кистями подвешенная к металлическому воротнику.
Это не персонажи в костюмах, а именно двигающиеся костюмы - в соответствии с идеями Шлеммера, как и многие его современники, творящего "театр художника" в противовес "театру актера" или режиссерскому театру. В костюмах (не полностью воссозданных Анной Нежной, нет, к примеру, знаменитого костюма из разноцветных шариков) Шлеммера интересовало прежде всего "простое удовольствие придумывать форму". А кроме того, создать условия, в которых "носителю сконструированных костюмов можно осуществлять вольно воображаемые конфигурации и беспредельно разнообразные вариации". (Читай - увлечение телом как механизмом и как марионеткой.) Философствующему автору важно было сделать и визуальные воплощения числа "три", которое, по Шлеммеру, мистически определяет бытие. Отсюда составные части спектакля - танец, костюм, музыка; три основных цвета шлеммеровских костюмов - синий, красный, желтый. Три геометрические формы как основы костюмов - квадрат, круг, треугольник (шар, конус, куб).
В свое время Оскар Шлеммер сам танцевал в своем балете. В финале нынешнего спектакля появляется ломаный герой - персонаж, вроде бы похожий на висящий на заднике фотопортрет Шлеммера в полосатом костюме. Говорят, что исполняющий этот танец Андрей Ивашнев - бывший сержант милиции.
Во втором отделении концерта тоже не обошлось без премьер. Николай Цискаридзе в первый раз исполнил Золотого раба в отрывке из "Шехеразады" (с Илзе Лиепой). Алла Сигалова представила отрывок из своего балета "Желтое танго", поставленного в Рижской Национальной опере, а также впервые в России показала свое "Болеро" Равеля. В отрывке Сигалова танцевала сама, в "Болеро" - выступали солисты из Риги Виктория Изотова и Алексей Овечкин. На подсвеченном снизу вращающемся круге (все сразу вспомнили великое "Болеро" Бежара) рижане изображали вечную борьбу полов, причем у каждого одна нога была босая, а другая - в ботинке. В концерте принимали участие солисты Большого театра Анна Антоничева и Андрей Уваров (разумеется, с классическим па-де-де), а циркач Александр Стрельцов летал под куполом театра в воздушном акробатическом номере.