0
3041
Газета Культура Интернет-версия

06.02.2001 00:00:00

Танцующие экспонаты музея

Тэги: Шлеммер, Лиепа, балет


Шлеммер, Лиепа, балет

АНДРИС ЛИЕПА удивил всех. Новый проект своего фонда имени Мариса Лиепы он посвятил европейскому авангарду в целом, немецкому искусству 20-х годов в частности - и тому самому синтезу искусств, о котором мечтали многие деятели немецкой культуры, от Клейста и Вагнера до Шлеммера. Знаменитое детище последнего - "Балет триад" - положено в основу спектакля "Музей Оскара Шлеммера", показанного на сцене Новой оперы.

Шлеммер был в числе главных творцов Баухауза - одновременно высшей школы, художественного училища и творческого объединения, созданного в Германии в 1919 году. Баухауз ("дом строительства") представлял собой своеобразное сочетание традиций немецкого романтизма, "чистого" искусства и новейшей функциональности. Там занимались архитектурой и закладывали основы дизайна, писали теоретические трактаты и ставили экспериментальные спектакли. Шлеммер, одно время руководивший в Баухаузе скульптурной мастерской, поставил два опуса - "Фигуративный кабинет" и "Балет триад". Последний, задуманный им еще до Первой мировой войны, в полном виде появился в 1922 году и свидетельствовал об общих эстетических интересах европейских творцов. Пути Шлеммера во многом пересекались с поисками Адольфа Аппиа, Гордона Крэга и итальянских футуристов в Европе, Лисицкого, Малевича и Мейерхольда - в России. "Балет триад" - сценическое воплощение живописных опытов автора.

Андрис Лиепа решил сделать "Музей Оскара Шлеммера" после того, как познакомился с внуком художника. Лиепа не стремился к аутентичному восстановлению постановки Шлеммера. Его решение - максимально зрелищный современный панегирик "по мотивам" в честь классика авангарда. Отсюда и название, и постановочный принцип (сценография Анатолия Нежного) - лазерное шоу с поднимающимися и опускающимися конструкциями декораций, пола и задника. Инсталляцию, обыгрывающую принцип подвижных пространственно-цветовых соотношений, осуществил режиссер, скрывающийся под псевдонимом "Доктор Да". В миру - это Дмитрий Арюпин, глава маленького пластического театра "черноеНебобелое". В этом коллективе, силами которого главным образом и сделан спектакль, - всего три человека, включая самого Арюпина, в том числе феноменальная Марчелла Солтан, которая показывала чудеса гибкости и пластики.

Из дыма и многоцветных слепящих лучей, под современную техномузыку (в своем последнем варианте Шлеммер использовал Хиндемита), в черных качающихся стенах (в оригинале был черный, желтый и розовый фон) - возникают фантастические костюмы. Медитирующая фигура, в разных направлениях "обшитая" длинными шестами. Роботообразные "рыцарь", "балерина" и антично-греческий воин-гоплит. "Клоун" в ярко-желтом, но с красной конечностью. Асимметричные плоскости и объемы. Шары, надетые на кисти рук как перчатки. Маска и одежда как одно целое. Белые спирали, нашитые на черный остов. "Дутые" жесткие формы, в которых спрятаны руки и ноги, красная бахрома, кистями подвешенная к металлическому воротнику.

Это не персонажи в костюмах, а именно двигающиеся костюмы - в соответствии с идеями Шлеммера, как и многие его современники, творящего "театр художника" в противовес "театру актера" или режиссерскому театру. В костюмах (не полностью воссозданных Анной Нежной, нет, к примеру, знаменитого костюма из разноцветных шариков) Шлеммера интересовало прежде всего "простое удовольствие придумывать форму". А кроме того, создать условия, в которых "носителю сконструированных костюмов можно осуществлять вольно воображаемые конфигурации и беспредельно разнообразные вариации". (Читай - увлечение телом как механизмом и как марионеткой.) Философствующему автору важно было сделать и визуальные воплощения числа "три", которое, по Шлеммеру, мистически определяет бытие. Отсюда составные части спектакля - танец, костюм, музыка; три основных цвета шлеммеровских костюмов - синий, красный, желтый. Три геометрические формы как основы костюмов - квадрат, круг, треугольник (шар, конус, куб).

В свое время Оскар Шлеммер сам танцевал в своем балете. В финале нынешнего спектакля появляется ломаный герой - персонаж, вроде бы похожий на висящий на заднике фотопортрет Шлеммера в полосатом костюме. Говорят, что исполняющий этот танец Андрей Ивашнев - бывший сержант милиции.

Во втором отделении концерта тоже не обошлось без премьер. Николай Цискаридзе в первый раз исполнил Золотого раба в отрывке из "Шехеразады" (с Илзе Лиепой). Алла Сигалова представила отрывок из своего балета "Желтое танго", поставленного в Рижской Национальной опере, а также впервые в России показала свое "Болеро" Равеля. В отрывке Сигалова танцевала сама, в "Болеро" - выступали солисты из Риги Виктория Изотова и Алексей Овечкин. На подсвеченном снизу вращающемся круге (все сразу вспомнили великое "Болеро" Бежара) рижане изображали вечную борьбу полов, причем у каждого одна нога была босая, а другая - в ботинке. В концерте принимали участие солисты Большого театра Анна Антоничева и Андрей Уваров (разумеется, с классическим па-де-де), а циркач Александр Стрельцов летал под куполом театра в воздушном акробатическом номере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
782
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости