В галерее Гельмана открыта выставка московского художника Дмитрия Гутова "Мама, папа, я и телевизор". На центральной, "ударной" стене против входа находится большая фотография, изображающая двух пожилых сельских жителей, находящихся в большом душевном волнении: по этой причине они вооружились вилами и косой, готовясь, видимо, отразить нападение. По всем же остальным стенам, от пола до потолка и почти вплотную друг к другу, размещаются крупноформатные портреты тех, кого мы часто видим по телевизору, - Диброва, Немцова, Рогозина и других. Это и есть другая сторона конфликта - правда, ничего о нем не подозревающая.
Телевизионные герои находятся всецело в своем настроении, словно в забытьи: кому-то посылая улыбки, о чем-то хмурясь, перед кем-то надменно выпячивая губу. Перед зрителем разворачивается хорошо узнаваемая давнишняя оппозиция "слуг народа" и собственно народа, этими своими "слугами" чрезвычайно недовольного. Конфликтность усугублена тем, что среди телезвезд много тех, с чьими именами обычно связывается инициатива радикальных социальных перемен в обществе, рулевых, которым и грозят в негодовании пассажиры хвостового вагона.
Разоблачение персонажей, находящихся у руля власти и отвечающих за состояние умов сограждан (за поврежденное состояние), - цель выставки. Художник Дмитрий Гутов говорит: "Что такое слова? Любой человек может выучить любой текст, тем более, если перед ним идет бегущая строка - он только читает. Прислушиваться к этому, улавливать в этом какой-то смысл мне представляется пустым занятием. Конечно, я слушаю новости, но слушаю их по-своему. Ведущий ведь не может поменять ландшафт своего лица - он такой, какой он есть, все его внутренние качества, пороки, образ жизни, спортивный или нет, весь его внутренний мир на нем отражается.
В этом отношении я поклонник классического искусства, которое в течение тысячелетий старалось показать связь между внутренним миром человека и тем, как он проявляется в пластике лица. Эта пластика меня захватывает и сегодня. Мне важен тембр голоса ведущих, интонации, но никак не то, что они говорят. Я не мыслю в категориях правда-неправда, не занимаюсь выяснением, соответствуют ли слова какой-то реальности. Тембр голоса говорит о том, что данный человек озабочен вообще другими вещами, и текст, который он воспроизводит, для него как рубашка, которую он может скинуть и надеть другую.
Что такое человек, который непрерывно маячит на телеэкране? Это персонаж, прошедший грандиозное сито отбора, - раньше столько времени надо было, чтобы сделаться членом политбюро, и поэтому туда попадали люди с очень определенными лицами".
Любопытна позиция самого автора по отношению к двум противоборствующим сторонам: с одной стороны, как приверженец идеи демократических свобод, он не может и не хочет полагать себя вне "народных интересов" и даже всячески акцентирует свою кровную связь с ними: "Это - мир моих эмоций, моих переживаний, моих чувств. В данном проекте я просто объяснил своим родителям, людям необыкновенно и разносторонне талантливым, в самых разных областях, что мне нужно. Я отснял тысячи кадров, прежде чем получил то, что хотел. Долго подбирался антураж, менялась одежда, долго ждали осень - чтобы березы пожелтели, ждали также нужного освещения", - говорит художник.
Сам Дмитрий Гутов, несмотря на заявленную солидарность с народом, вполне мог бы представлять кого-то из своих массмедийных героев - у него тоже хорошая стрижка и красивый галстук, который он не поменял на ватник даже для вернисажа своей персональной выставки, подразумевая тем самым такую же свободу и в отношении своих зрителей и в целом сограждан. В самом деле есть что-то удручающе убогое в нашей привычной черно-белой "нарезке" окружающей действительности: если честная, то обязательно бедность (читай так же - трудовая, талантливая, недооцененная, патриотическая...), если лживая, то обязательно власть, во всем многообразии партий или массмедийных персон. Как будто не существует в конце концов гадких, сумасшедших и опасных пенсионеров - да нет же, именно что существуют, убеждаешься здесь (при всем уважении к талантливой игре родителей художника). Поэтому одно из самых приятных впечатлений от выставки - вернисажная толпа, распивающая вино и мирно болтающая в пространстве галереи, куда, к счастью, не могут сойти ни власть предержащие персонажи со стен, ни их воинственная оппозиция.