26 января 2001 года исполняется 175 лет со дня рождения писателя. И, как говорил один щедринский персонаж: "┘возвышая душу чествуемого, юбилеи в то же время возвышают и души чествующих, ибо, чествуя чествуемого, мы тем самым ставим и себя на высоту высокостоящего и делаемся сопричастниками прославлению прославляемого".
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Родился Михаил Евграфович Салтыков в селе Спас-Угол и был шестым ребенком в помещичьей семье. Дворянство его предки получили не позже первой трети XVII века. Род, верно, был незаурядный: Салтыковы в сложных обстоятельствах не терялись, за словом в карман не лезли и всегда имели собственный взгляд на происходящее.
Первое детское воспоминание Салтыкова находится в полном соответствии с избранной впоследствии стезей печальника людских тягот и бичевателя человеческих пороков. "Помню, что меня секут, кто именно не помню, но секут как следует, розгою, а немка-гувернантка старших моих братьев и сестер заступается за меня, закрывает ладонью от ударов и говорит, что я слишком еще мал для этого. Было мне тогда, должно быть, года два, не больше".
Как и многие дворянские дети в те времена, Михаил вначале научился писать по-французски. Умел он говорить и по-немецки, когда "крепостной человек, живописец Павел" стал давать ему уроки русской грамоты.
ПУШКИН ТРИНАДЦАТОГО ВЫПУСКА
С августа 1836 года Салтыков зачислен "полным пансионером" в третий класс шестиклассного Московского Дворянского института, накануне преобразованного из университетского пансиона. В 1838 году как лучшие воспитанники Салтыков и Иван Павлов, будущий публицист, препровождаются в Императорский Царскосельский лицей для продолжения учения. Вскоре Салтыков оказывается в числе первых воспитанников Лицея.
В марте 1841 года в журнале "Библиотека для чтения" появляется первая публикация Салтыкова - стихотворение "Лира".
17 августа 1844 года - торжественный выпускной акт в Лицее. Салтыков выпущен в гражданскую службу с чином Х класса (коллежский секретарь). Как казеннокоштный воспитанник, он был обязан пробыть шесть лет на государственной службе и поэтому определен на службу в канцелярию Военного министерства.
"ЗАПУТАННОЕ ДЕЛО"
В мартовском номере журнала "Отечественные записки" печатается повесть "Запутанное дело" (подписана "М.С."). До этого она была по цензурным соображениям отклонена Иваном Панаевым в "Современнике". И уже 29 марта на заседании вышеназванного комитета повесть "Запутанное дело" признана предосудительным сочинением. Около 20 апреля Николай I обращает внимание военного министра князя Александра Чернышева на то, что в его министерстве служит чиновник, напечатавший произведение, "в котором оказалось вредное направление и стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу". В ночь с 21 на 22 апреля Салтыкова арестовывают по распоряжению Чернышева.
Писатель Нестор Кукольник, делопроизводитель комиссии, увидевший в повестях Салтыкова "несомненный талант", постарался смягчить участь молодого писателя и расположить к нему участников следствия. Однако Чернышев был непреклонен: по его докладу, поданному Николаю I, "Государь Император, снисходя к молодости Салтыкова, высочайше повелеть соизволил уволить его от службы по Канцелярии Военного Министерства и немедленно отправить на служение тем же чином в Вятку". Вечером 28 апреля прямо из помещения гауптвахты в сопровождении жандармского штабс-капитана Рашкевича и дядьки Платона титулярный советник Салтыков выехал в Вятку на службу, которую он сам называл "изгнанием". Администрация же считала эти командирования исполнением служебных обязанностей.
ВЯТСКАЯ СЛУЖБА
В Вятке Салтыков назначен чиновником губернского правления, затем старшим чиновником особых поручений при губернаторе, чуть позже - советником Вятского губернского правления. Несмотря на все попытки вернуться в столицу, Салтыков отнюдь не прозябает в Вятке. Он изъездил всю Вятскую губернию с ревизионными поездками. Осенью 1852 года убеждением прекратил крестьянские волнения в селах Путнейском и Нелесовском (Слободской уезд) из-за спорной земли, тем самым избегнув применения силы.
18 февраля 1855 года скончался император Николай I. В апреле Салтыков едет во Владимир и просит согласия родителей шестнадцатилетней Елизаветы Аполлоновны Болтиной на брак с нею. Елизавета Аполлоновна была красавицей. Да и трудолюбия и рассудительности ей было не занимать. Она переписывала сочинения мужа ясным, изящным почерком, а после его кончины сумела так распорядиться оставшимися средствами, что ни ее еще юные дети, ни она сама нужды не узнали.
Осенью 1855 года в Вятку по делам ополчения приезжает генерал-адъютант П.П. Ланской, двоюродный брат нового министра внутренних дел, с женою Натальей Николаевной (в первом браке Пушкиной, урожденной Гончаровой). Познакомившись через вятскую приятельницу жены с Салтыковым, Ланской принял "живейшее участие" в его положении и 13 октября отправил в Петербург официальное представление о его освобождении, подкрепив свою просьбу частными письмами брату-министру и управляющему III Отделением Дубельту. Ровно через месяц министр внутренних дел С.С. Ланской извещает вятского губернатора о том, что император Александр II "высочайше повелеть соизволил: дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает".
29 ноября с Салтыкова снят полицейский надзор, а 24 декабря, сдав дела и распродав, а частью бросив имущество, он покидает Вятку.
ЯВЛЕНИЕ Н.ЩЕДРИНА
Приехав в Петербург в чине надворного советника, Салтыков начинает работать над "Губернскими очерками"; а в начале лета после отрицательного отзыва Тургенева и безразличного отношения к его сочинению Некрасова как редактора "Современника" Салтыков передает "Очерки" в новый московский журнал "Русский вестник".
А в начале 1857 года появляется книжное издание "Губернских очерков" в двух томах. На обложке и титульном листе значится: "Губернские очерки. Из записок отставного надворного советника Щедрина. Собрал и издал М.Е. Салтыков". Книга расходится в течение месяца. Катков повторяет издание, а Салтыков продолжает работу над произведением.
В конце года он получает чин коллежского советника.
ДЕЛА ГУБЕРНСКИЕ
В марте 1858 года Салтыков назначен вице-губернатором в Рязань. В эти же дни по предложению Ивана Аксакова Салтыкова избирают действительным членом старейшего в России Общества любителей российской словесности при Московском университете. Литература и служба оказываются в одной упряжи. В ноябре из-за разногласий с новым рязанским губернатором Салтыков подает прошение о переводе в Тверскую губернию, а в Петербурге его избирают членом созданного по инициативе А.В. Дружинина Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (дожившего до наших дней Литературного фонда).
В следующем году Салтыков становится тверским вице-губернатором и в Твери как официальный редактор начинает подписывать "Тверские губернские ведомости", получая первый опыт журналистской работы.
В знаменательные февральские дни 1861 года, когда император Александр II принял "Манифест" об освобождении крестьян и "Положения" к нему, выходит февральский номер журнала "Современник" с очерком Н.Щедрина "Литераторы-обыватели", где впервые появляется образ города Глупова.
Литература перевешивает. Салтыков подает прошение об отставке "по домашним обстоятельствам и крайне расстроенному здоровью" и получает в феврале 1862 года удовлетворительный ответ.
ЖУРНАЛЬНЫЕ ДРАКИ
Весной в Москве Салтыков пытается организовать издание литературно-политического журнала "Русская правда" с целью "утверждения в народе деятельной веры в его нравственное достоинство и деятельного же сознания естественно проистекающих отсюда прав", но под формальным предлогом получает отказ министра народного просвещения.
Вскоре Салтыков приезжает в Петербург и до ноября 1864 года работает в редакции журнала "Современник".
Это было время жестоких журнальных сражений между постепеновцами и нетерпеливцами, которые затем перешли в то, что Достоевский назвал "расколом в нигилистах" - трагикомический конфликт между публицистами и критиками "Современника" и "Русского слова", завязавшийся после смерти Добролюбова, арестов Чернышевского и Писарева. Салтыков здесь не в последних рядах, и, возможно, именно эти страницы его биографии дали большевистским литературоведам повод записать его на долгие годы в так называемые "революционные демократы". Так или иначе, это была хорошая школа сатирической публицистики, где вырабатывались не только художественные приемы Салтыкова, но и этический пафос его выступлений. Однако впредь участий в грубом литературном хулиганстве он себе не позволял.
"ПРАКТИКОВАТЬ ЛИБЕРАЛИЗМ..."
Причина служебных устремлений Салтыкова в начальный период реформ императора Александра II заключается в его желании не только словом, но и делом участвовать в преобразовании России. Он отправлялся туда, где видел возможность быть полезным своей родной земле. Находившиеся под его началом чиновники вспоминали не только его неподкупность и удивительную работоспособность, но и замечательную простоту: при необходимости он брался за перо и собственноручно переписывал нужную бумагу. Дворянин высокого чина в трудах Акакия Акакиевича - такое мог себе позволить только человек с совершенно свободным духом.
Из Пензы, где он воевал с губернатором, обвиняя его в злоупотреблениях властью, Салтыков перевелся управляющим Казенной палатой в Тулу (вновь столкновения с губернатором), а затем в Рязань (ответственнейшие - и лакомые на Руси - должности, при финансах!)
Он уже в чине действительного статского советника - штатского генерала.
"ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ"
В июне 1868 года Салтыков наконец уволен в окончательную отставку. Отставной чиновник получает приличную пенсию 1000 рублей серебром в год, но без обычного при таких чине и должности награждения орденом (не награждался Салтыков орденами и прежде). А в сентябре отставник становится редактором первого отдела (беллетристика, переводные романы; поэзия - совместно с Некрасовым) журнала "Отечественные записки" и деятельнейшим его автором (с 1869 по апрель 1884 года печатается только здесь).
То, что его решение об отставке было правильным и своевременным, подтверждается незамедлительно. С января 1869 года начинается публикация "Истории одного города", первых сказок┘
С начала 1872 года Салтыков печатает сатирический роман "Дневник провинциала в Петербурге" - один из своих нестареющих шедевров, книгу об экономических авантюристах, которые никогда не переводились на Руси и которых сегодня вдоволь. В том же году "Отечественные записки", в частности, за публикацию "Дневника┘" получают первое предостережение - существовала тогда такая форма цензурного наказания (после третьего предостережения издание закрывали).
ЖИЗНЬ СЕМЕЙНАЯ
1 февраля 1872 года у Салтыковых рождается первенец - сын Костя, а 9 января 1873 года - дочь Лиза. А вот 1874 год отмечен потерей - умирает мать писателя┘
По теме "Личная жизнь Салтыкова" написано немало, но как-то однообразно. Полезнее читать письма Салтыкова - они также относятся к классике, классике эпистолярного жанра. Можно будет понять, как трогательно и нежно любил своих поздних - и долгожданных! - детей писатель, как он поистине лелеял свою дочь, также с детства бывшую красавицей.
Нередко читателям вовсе не советуют влезать в личную жизнь писателя. Но как раз в личную жизнь Салтыкова полезно заглянуть - биографы настолько отстранили его от образа живого человека, что хуже уже не будет. Он был любителем и знатоком хороших вин, мог с равным увлечением играть на фортепьяно и в карты, обладал совершенным знанием так называемой ненормативной лексики и при необходимости показывал себя непревзойденным виртуозом этого распространеннейшего у нас устного жанра.
СОВРЕМЕННАЯ ИДИЛЛИЯ
После кончины Некрасова с марта 1878 года Салтыков становится ответственным редактором "Отечественных записок", а со следующего года журнал входит в полосу конфликтов с цензурой. И приближается время подведения итогов. В 1881 году отмечается 25-летие со дня начала печати "Губернских очерков".
Надвигается слава, но слава своеобразная: в марте 1882 года на юбилее доктора Сергея Боткина его коллега, известный физиолог Иван Сеченов предлагает тост за Салтыкова как "уважаемого диагноста наших общественных зол и недугов". Определение почетное для врача, но едва ли высокое для писателя.
ТРЕТЬЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
В 1884 году с журналом "Отечественные записки" покончено. 20 апреля выходит "Правительственное сообщение" о прекращении Совещанием министров внутренних дел, народного просвещения и юстиции и обер-прокурора Святейшего синода издания "Отечественных записок" как "органа печати, который не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет своими ближайшими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ" (у журнала было около 7000 подписчиков - значительный тираж не только для того, но и для нашего времени; большая их часть получила в компенсацию подписку на московский ежемесячный журнал "Русская мысль").
БЕССМЕРТИЕ
В середине апреля 1889 года выходит в свет первый том 9-томного "Собрания сочинений" Салтыкова. Остальные писатель уже не увидел. 28 апреля в 3 часа 20 минут дня он скончался и был похоронен на Волковом кладбище Петербурга, согласно завещанию, - рядом с могилой Тургенева. В советское время, вопреки последней воле писателя, прах был перенесен в другое место некрополя. Так сказать, благодарные революционные потомки - революционному писателю. Выразительная подробность, вполне соответствующая всему вышесказанному, тем более что сам Салтыков не раз повторял: "┘вопрос о преувеличениях есть вопрос праздный, ибо нет такого преувеличения, которого бы не превзошла действительность".
Что тут добавить?
Ничего, кроме пожелания моим соотечественникам вместо газет читать ежедневно Салтыкова-Щедрина.