0
911
Газета Культура Интернет-версия

25.01.2001 00:00:00

Смотрины без конца

Тэги: танец, концерт


танец, концерт

Кажется, деятели современного танца в Москве твердо решили покончить со своим общественным аутсайдерством. В последнее время вечера и фестивали этого танца проходят один за другим. Впереди нас ждет два масштабных фестиваля - "PRO-движение", организованный Геннадием Абрамовым, и весенний смотр, уже не в первый раз проводимый Русским камерным балетом "Москва". Вечер современной хореографии, проведенный балетом "Москва" на сцене Театра имени Гоголя, можно считать разведкой боем.

Разведка донесла, что современным танцем у нас по-прежнему считается все, что не классический балет. Да и это определение не совсем подходит: босые ученицы хореографического училища Натальи Нестеровой исполнили номер такого рода, что ему очень подошли бы пуанты. С пуантами сподручнее делать арабески и красивее смотрелись бы "задирания" ноги вверх. Композиция "Дорога" (хореография Елены Барышниковой) построена так же половинчато, как и музыка, положенная в ее основу: там современная певица поет вокализы под старинного Альбинони в современной обработке, здесь - группа девушек в летяще-прозрачном вместе бегает, прыгает и вертится в районе прямых ассоциаций с классическими па. Смысл - создание атмосферы томления, описываемой словами "там, вдали".

Чтобы создать балетную "шутку юмора", тоже нельзя обойтись без фуэте и пируэтов. Самый легкий путь к тому, чтобы зритель смеялся на танцспектакле, - это пародирование классического балета. Проверено десятилетиями - и всегда действует безотказно. По этому пути пошел Иван Фадеев в маленьком балетике "Смотрины" (проект Камерного балета "Москва"). Это уже третья версия одноименной работы, выращенная Фадеевым из пятиминутного номера. Сначала это была прелестная шутка: некто, по виду похожий на фольклорного ухаря-купца или удалого молодца, мучается выбором: кого предпочесть из нервно фланирующих перед ним трех соблазнительных девиц? Теперь этот эпизод - лишь начало балета, а его продолжение - вольное переложение "Шопенианы", "Лебединого озера", "Дон Кихота" и "испанские" танцы на музыку из оперы Бизе "Кармен". Фадеев создал свой жанр: балет-несуразица. Действие происходит явно в деревне, потому что слышится мычание коров и пение птичек. Но герой почему-то одет в красный костюм и в городскую шляпу-котелок. Когда выбор героем сделан, отвергнутые героини удваивают усилия по соблазнению, облачаясь почему-то в классические пачки, герой обрастает сподвижниками, почему-то в костюмах тореадоров. На все упомянутые "почему" автор заранее подразумевает "а потому". О смотринах все - и артисты, и зрители быстро забывают, улыбаясь контрасту небалетных тел исполнительниц современного танца, одетых в балетные пачки, и их якобы "классических" телодвижений. На сцене царит набор хохм - каскадом, как в оперетке. Отанцован выход на поклоны, во время которого зритель исправно выдает ритмичные - под музыку - аплодисменты. Смотреть на все это забавно, но применяемое хореографом пародирование танца маленьких лебедей - давно запрещенный для профессионала прием. В силу невыносимой банальности.

Единственным номером программы, в принципе подпадающим под принятое в мире определение "контемпорари данс", была постановка Романа Кислухина "Надо". Спектакль уже показывался на недавнем фестивале "Траектория". В "Надо" - пять участников плюс кактус в горшке. Кактус - знак объединения, его бережно прижимают к груди и осторожно передают из рук в руки. Это и самая устойчивая точка в колеблющемся мире. К тому же он умеет долго слушать, не перебивая, потому с кактусом, в отличие от людей, можно разговаривать. Вокруг растения орут без причин и так же внезапно замокают, перекидывают друг друга в поддержках за талию, ощупывают друг друга без малейшей сексуальности и без различия пола, танцуют танго без партнера, а пластинку при этом заедает. И мимируют: лица-улыбки, лица-недоумения, лица-вопросы без ответов. Кислухин, работавший с Сашей Пепеляевым в "Кинетическом театре", многому у него научился, в частности абсурдистской композиции, построенной на "бедном" танце и открытой с начала и конца фабуле. И страсти к постановкам, выражающим перманентный "кризис неуверенности".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
695
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2429
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1624
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1250

Другие новости