0
1862
Газета Культура Интернет-версия

19.01.2001 00:00:00

Формула любви

Тэги: Миронов, театр, Цуркану


Миронов, театр, Цуркану

Цуркану учился на последнем режиссерском курсе Товстоногова (выпуск 1991 года). В 1997-1999 гг. - главный режиссер Петрозаводского театра кукол. "Фантазии Фарятьева" - первая постановка режиссера в Петербурге.

Звук лопастей самолета, набирающего высоту, начинает и завершает спектакль "Фантазии Фарятьева" театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова. Сами квартиры героев располагаются прямо "под крышей" (сценография, как и постановка, Юрия Цуркану). И Фарятьев (Сергея Бызгу) по некоторым своим наклонностям (фокусы умеет показывать) мог бы принадлежать к славному семейству Карлсонов, которые на таких крышах живут. И иногда к нам прилетают. Сергею Бызгу к эксцентрике не привыкать. Но его герой, вообще-то, оказывается мечтателем и лириком. А весь спектакль - тонкой, сентиментальной, иногда пронзительно грустной, но чаще очень смешной лирической комедией о вечных несовпадениях в любви, драмах невзаимности. Представьте: кто-то берет верхнее "до", а в душе его возлюбленной звучит совсем другая нота, как в диалогах драматурга Оли Мухиной: "- Это зима? - Осень". И, кажется, грустно. Но это такая тональность. Сыграйте Олю Мухину в тональности 70-х, и из ее "Тани-Тани" потянутся печальные нити несовпадающих человеческих "монологов", как потянул их когда-то Илья Авербах из "Фантазий Фарятьева" Аллы Соколовой. И пьеса, и фильм Авербаха с Фарятьевым Андрея Миронова стали классикой 70-х. Но спустя два десятилетия Юрий Цуркану прочел эту замечательную пьесу как прямую предшественницу мухинской "Тани-Тани", где пульс постоянных жанровых переключений - из лирики в драму, из драмы в комедию - абсолютно соответствует сегодняшним музыкальным частотам. И не случайно в его спектакле все "моно" оттеснены на правый край авансцены (там каждый из героев, оставшись наедине с собой, пишет и отправляет любовные письма), но ведут действие дуэты и трио. В человеческих несовпадениях режиссер сумел расслышать общую музыку. Ту самую "гармонию момента", о которой скажет в финале Павлик Фарятьев.

И если в Фарятьеве Андрея Миронова, в мешковатой его фигуре и грустных глазах сквозили несчастье и безнадежность, то Фарятьев Сергея Бызгу, зацепив, кажется, самые тонкие душевные струны мироновского героя (милейший, добрейший, деликатнейший - все это у Бызгу в превосходных степенях), с первого же своего появления - "Здравствуйте!" - вселяет надежду.

Собственно, надеждой здесь живут все. Старшие - на то, что все образуется, "все будет хорошо". И настоящая удача двух замечательных актрис, Инны Слободской (тетя Фарятьева) и Валентины Паниной (мама Любы и Саши), в том, что это вдохновенное "будет", этот милый житейский абсурд как стиль существования наших бабушек и мам в их исполнении становится стилем именно лирическим. Потому что монологи их героинь без пауз, без переходов, на одном дыхании ("У меня сердце не выдерживает. Мне уже нечего делать в этой жизни. Я открываю. Пойди попудрись" (мама). "Я говорила о смерти, о сердце. Подожди, я принесу кисель" (тетя)), этот неостановимый поток сознания, который только и позволяет им держаться на плаву, движим, в сущности, одной лишь всепоглощающей любовью к детям, а значит, и к самой жизни. Очень разные, обе они смешат и трогают до слез. Инна Слободская может играть драматичнее, острее или смешнее, но это только краски на основную тональность - на избыток той самой мандельштамовской жалости и милости, - которая, цепляясь за французские аллитерации, вдруг выстреливает чаплинским куражом. Рядом с ней, как на пуантах протанцовывающей свои реплики и монологи, Валентина Панина прибегает как будто к другим средствам, наделяя свою героиню некоторой характерностью (химзавивка, губки бантиком, украинский говорок), - но все это не без тайного актерского хулиганства, словно желая напомнить, что сценическая ее карьера начиналась не спокойными тонами "Элегии" Павловского, но озорством шекспировской Беатриче.

Это их голоса, мамы и тети, ведут в дуэтах и трио, голос Паниной - в сценах трех некрасивых женщин Саши, Любы и мамы. Голос Слободской - в дуэте с Фарятьевым, который тщетно пытается вставить в тетины речи реплику или слово. И, естественно, сам дуэт мамы и тети - одна из лучших сцен в спектакле. Строй их, мамы-тетиных, речей тут, несомненно, поэтический и музыкальный (пение, кантилена). Как, наверное, и волшебный ход той чудесной машины, про которую читает в письме героиня той же Валентины Паниной: "Как она работает, никто не знает, и остановить ее невозможно".

Но надеждам не сбыться, Саша уходит к Бедхудову. Этот самый Бедхудов, так и не появляющийся на сцене, в самой фамилии которого трагикомически слились и "беда", и "худо", - представляется в спектакле Цуркану (конечно, по контрасту с Фарятьевым) каким-то провинциальным ловеласом (и чем только вскружил он головы бедным очаковским жителям?). Должно быть, поэтому и Саша Нелли Поповой в "полубезумной" сцене ухода к нему выглядит не просто смешной и нелепой - актриса своей героине тонко сочувствует. Но если хрупкая Саша просто нестойка к боли ("Боль моя, ты покинь меня" - на этой музыкальной фразе из известного фильма 70-х, пропетой с некоторым даже пафосом, ее как будто "зацикливает" - ну боль и не отпускает), то ее младшая сестра - совсем другое дело. Она живет в настоящем времени.

С героиней Натальи Парашкиной (которую стоит назвать редким открытием и удачей спектакля Цуркану) в лирический строй всей истории вступает и драма, и заразительная, до колик смешная комедия. Ее Любу описывать хочется с приставки "не": во всех смыслах не такая, как все. Очки в некрасивой толстой оправе, стрижка чуть ли не бобрик, желтые лосины (дома), красная куртка и голубой воздушный шарик (с улицы). Горячее сердце. Недевичья походка. Каждое движение, жест, слово - сплошь контрапункт, апофеоз непопадания в общий тон (а все вместе - такая небывалая грация!). Прийти к сестре в неподдельной, неистовой истерике ("Меня никто не любит!") и, давясь слезами, так шарахнуться от своего отражения в зеркале, чуть не взвыв, что зритель, не переставая сочувствовать, взрывается гомерическим смехом. Вот Люба. И от первых тактов этой ее истерики Парашкина ведет огромную финальную сцену, как ее героиня всю экстраординарную ситуацию пьесы: Саша ушла, Фарятьев страдает и себя не помнит, у мамы больное сердце, сама же Люба любит Фарятьева. Попробуйте тут удержаться от девчоночьих слез. Она не "держится" - она живет. И случайная реплика про неисправную бормашину под новый взрыв хохота в зале передает весь жанровый накал ее существования: "Зубы взрываются!"

Рядом с ней Фарятьев вспоминает наконец про "гармонию момента", и к нему опять возвращается его дар, фантазируя, мягко отрываться от земли. Дар полета. Не в стремительном разбеге (порыв, счастье), но в свободном парении, эстетическом равновесии. Красиво. И финальное трио со всеми его контрапунктами - Люба, Фарятьев, мама - неожиданно в самом деле обретает абсолютную гармонию звучания. И "Боль моя, ты покинь меня", к полному восторгу Любы, завершает спектакль в интерпретации группы "Воплi Вiдоплясова". А это не "Семнадцать мгновений весны". Это другая музыка.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
902
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1121
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1027
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1014

Другие новости