ДНИ КУЛЬТУРЫ Белоруссии в России открылись в Большом театре спектаклем "Страсти (Рогнеда)" белорусского Академического театра оперы и балета (спонсор театра - компания "Филипп-Морис". На представление приехали президенты России и Белоруссии. В зале сидели депутаты Госдумы и члены кабинета министров. Владимир Путин выступил с краткой речью, отметив, что подобные культурные мероприятия "помогают движению навстречу друг другу". Александр Лукашенко указал в пространном ответе (в отличие от российского президента, ответ был зачитан им по бумажке), что Белоруссия есть "надежная опора России на ее западных рубежах", те, кто разделял россиян и белорусов, "в истории останутся плохими людьми", а "искусство не знает границ", помогая "зарывать ров, вырытый в Беловежской Пуще". Белорусский президент вспомнил "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет", св. Евфросинию, Симеона Полоцкого и Франциска Скорину. В честь последнего - первопечатника на славянских землях - в Белоруссии учреждены орден и медаль. К Дням культуры ими награждены, как сказал Лукашенко, "друзья Белоруссии", которые защищали его страну от нападок в России. Лукашенко лично вручил ордена председателю Госдумы России и парламентского собрания Белоруссии и России Геннадию Селезневу, мэру Москвы Юрию Лужкову, ректору МГУ Виктору Садовничему, а медали - художественному руководителю МХАТа имени Горького Татьяне Дорониной, министру культуры России Михаилу Швыдкому и бизнесмену Игорю Макарову.
Балет "Страсти (Рогнеда)" на музыку Андрея Мдивани - повесть об общих русско-белорусских предках. Он поставлен на сюжет древнеславянской истории, взятый из летописей. Герои балета - полоцкая княжна Рогнеда и киевский князь Владимир. Основные эмоции - любовь, мщение, власть и вера. Слово "страсти" в названии означает сильные чувства не только в частной и государственной жизни, но и имеет сакральный смысл: уязвленный отказом Рогнеды выйти за него замуж, Владимир сначала залил кровью Полоцк, позже принял христианство и крестил Русь, а потом женился на византийской принцессе. Все эти события оттанцованы в балете, поставленном многолетним главным балетмейстером минского оперного театра Валентином Елизарьевым. В сценах Страстей Христовых появляется персонаж Сын Божий, волочащий за собой Распятие, а в эпизоде государственного крещения Руси Владимир, укрощая язычников, танцует с плетью в руках.
"Рогнеда" - произведение в духе советских балетных "семидесятников", сознательным или бессознательным авторитетом для которых стали произведения Юрия Григоровича. Именно поэтому спектакль достаточно ладно скроен и вполне крепко сшит, не затянут, и в нем скорее символизируются, чем пересказываются эпизоды либретто (хотя не обходится без пантомимы, если нужно показать шатание при алкогольном опьянении или перерезать горло врагу). От Григоровича - режиссура как цепочка узловых эпизодов, четкое чередование лирики и тревоги, любовь к эффектным "пирамидам" из тел в финалах мизансцен, танец - "внутренний монолог" героя на фоне замершей, как бы выключенной из действия, толпы, применение хореографических лейтмотивов (танец Рогнеды и ее дуэты с Ярополком), попытки полифонической разработки танцев масс и/или солистов, и зло в обличье юродствующих скоморохов. Положительный герой "Рогнеды" Ярополк (Владимир Долгих) танцует как вождь римских рабов, отрицательный, до крещения, Владимир (Руслан Минин) - как негодяй Красс, кордебалет периодически напоминает о пирах патрициев с куртизанками и эпизодах "Ивана Грозного", "Легенды о Любви" и даже "Щелкунчика" (сцена с византийской свитой). В хореографии предпочитаются диагонали и круги "крупных" прыжков, большие батманы и па с "характерным" окрасом, в моменты наивысшей патетики - высокие поддержки, при "острых" размахах рук. В либеральные 90-е балерине (Рогнеда - Жанна Лебедева) позволено крутиться на полной ступне, стоять невыворотно и поднимать ногу пяткой вперед, создавая по замыслу балетмейстера образ Белой Лебедушки и Подстреленной Птицы.
В декорациях Вячеслава Окунева доминирует задник. Изображенное там лицо толстощекого младенца в космических вихрях с переменами занавесов качественно меняется, преображаясь в лик и увеличиваясь в размерах, уже не помещаясь на плоскости задника, и ближе к финалу лишь огромный глаз (Христово Ярое Око?) глядит на зрителей. Символика костюмов столь же прозрачна, как и намеки с декораций: красное - кровь, черное - торжественность и скорбь, белое - доброта и святость. В финале снова появляются слепцы-пророки из зачина балета, звеня колокольчиком. Невинное дитя соединяет руки мучеников и грешников. В воздухе разливается благость. "Рогнеда" окончательно превращается в оптимистическую трагедию.