0
3375
Газета Культура Интернет-версия

18.01.2001 00:00:00

Дуэт политики с балетом

Тэги: Рогнеда, балет, Белоруссия


Рогнеда, балет, Белоруссия

ДНИ КУЛЬТУРЫ Белоруссии в России открылись в Большом театре спектаклем "Страсти (Рогнеда)" белорусского Академического театра оперы и балета (спонсор театра - компания "Филипп-Морис". На представление приехали президенты России и Белоруссии. В зале сидели депутаты Госдумы и члены кабинета министров. Владимир Путин выступил с краткой речью, отметив, что подобные культурные мероприятия "помогают движению навстречу друг другу". Александр Лукашенко указал в пространном ответе (в отличие от российского президента, ответ был зачитан им по бумажке), что Белоруссия есть "надежная опора России на ее западных рубежах", те, кто разделял россиян и белорусов, "в истории останутся плохими людьми", а "искусство не знает границ", помогая "зарывать ров, вырытый в Беловежской Пуще". Белорусский президент вспомнил "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет", св. Евфросинию, Симеона Полоцкого и Франциска Скорину. В честь последнего - первопечатника на славянских землях - в Белоруссии учреждены орден и медаль. К Дням культуры ими награждены, как сказал Лукашенко, "друзья Белоруссии", которые защищали его страну от нападок в России. Лукашенко лично вручил ордена председателю Госдумы России и парламентского собрания Белоруссии и России Геннадию Селезневу, мэру Москвы Юрию Лужкову, ректору МГУ Виктору Садовничему, а медали - художественному руководителю МХАТа имени Горького Татьяне Дорониной, министру культуры России Михаилу Швыдкому и бизнесмену Игорю Макарову.

Балет "Страсти (Рогнеда)" на музыку Андрея Мдивани - повесть об общих русско-белорусских предках. Он поставлен на сюжет древнеславянской истории, взятый из летописей. Герои балета - полоцкая княжна Рогнеда и киевский князь Владимир. Основные эмоции - любовь, мщение, власть и вера. Слово "страсти" в названии означает сильные чувства не только в частной и государственной жизни, но и имеет сакральный смысл: уязвленный отказом Рогнеды выйти за него замуж, Владимир сначала залил кровью Полоцк, позже принял христианство и крестил Русь, а потом женился на византийской принцессе. Все эти события оттанцованы в балете, поставленном многолетним главным балетмейстером минского оперного театра Валентином Елизарьевым. В сценах Страстей Христовых появляется персонаж Сын Божий, волочащий за собой Распятие, а в эпизоде государственного крещения Руси Владимир, укрощая язычников, танцует с плетью в руках.

"Рогнеда" - произведение в духе советских балетных "семидесятников", сознательным или бессознательным авторитетом для которых стали произведения Юрия Григоровича. Именно поэтому спектакль достаточно ладно скроен и вполне крепко сшит, не затянут, и в нем скорее символизируются, чем пересказываются эпизоды либретто (хотя не обходится без пантомимы, если нужно показать шатание при алкогольном опьянении или перерезать горло врагу). От Григоровича - режиссура как цепочка узловых эпизодов, четкое чередование лирики и тревоги, любовь к эффектным "пирамидам" из тел в финалах мизансцен, танец - "внутренний монолог" героя на фоне замершей, как бы выключенной из действия, толпы, применение хореографических лейтмотивов (танец Рогнеды и ее дуэты с Ярополком), попытки полифонической разработки танцев масс и/или солистов, и зло в обличье юродствующих скоморохов. Положительный герой "Рогнеды" Ярополк (Владимир Долгих) танцует как вождь римских рабов, отрицательный, до крещения, Владимир (Руслан Минин) - как негодяй Красс, кордебалет периодически напоминает о пирах патрициев с куртизанками и эпизодах "Ивана Грозного", "Легенды о Любви" и даже "Щелкунчика" (сцена с византийской свитой). В хореографии предпочитаются диагонали и круги "крупных" прыжков, большие батманы и па с "характерным" окрасом, в моменты наивысшей патетики - высокие поддержки, при "острых" размахах рук. В либеральные 90-е балерине (Рогнеда - Жанна Лебедева) позволено крутиться на полной ступне, стоять невыворотно и поднимать ногу пяткой вперед, создавая по замыслу балетмейстера образ Белой Лебедушки и Подстреленной Птицы.

В декорациях Вячеслава Окунева доминирует задник. Изображенное там лицо толстощекого младенца в космических вихрях с переменами занавесов качественно меняется, преображаясь в лик и увеличиваясь в размерах, уже не помещаясь на плоскости задника, и ближе к финалу лишь огромный глаз (Христово Ярое Око?) глядит на зрителей. Символика костюмов столь же прозрачна, как и намеки с декораций: красное - кровь, черное - торжественность и скорбь, белое - доброта и святость. В финале снова появляются слепцы-пророки из зачина балета, звеня колокольчиком. Невинное дитя соединяет руки мучеников и грешников. В воздухе разливается благость. "Рогнеда" окончательно превращается в оптимистическую трагедию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
694
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
571

Другие новости