ЧЕРНО-БЕЛЫЕ линии декораций, словно созданные по контурам старинных гравюр, острые и угловатые жесты, плавно скользящие тени в полукруге света на авансцене, изящные, ритмично двигающиеся под чарующие звуки тела, - так началась премьера одноактного фарса Дж. Россини "Сеньор Брускино" в театре "Арбат-опера", расположенном в помещении Центрального дома актера имени А.А. Яблочкиной.
Премьера "Сеньор Брускино, или Сын по случаю" (с подзаголовком "веселый фарс") состоялась 9 января 1813 года в Венеции в театре "Сан-Мозе" во время карнавала и заметного успеха не имела - интонационный строй музыки раннего Россини звучал непривычно для ушей современников, а прием постукивания смычками о жестяные абажуры пультов воспринимался тогда как чудачество. Но именно в этой опере впервые был найден тот стиль, который впоследствии достиг расцвета в "Итальянке в Алжире", "Севильском цирюльнике" и "Золушке". Русская версия либретто создана известным петербургским переводчиком и драматургом Юрием Димитриным в 2000 году по заказу театра, опера же получила несколько иное преломление - многие мотивировки поступков персонажей изменены, название же ее зазвучало как "Сеньор Брускино, или Отцы и детки". Эту уникальную постановку можно назвать "спектакль на ладони". Действие оперы режиссер-постановщик Ольга Инанова и музыкальный руководитель и дирижер Игорь Сукачев перенесли на авансцену, воплотив тем самым идею камерного театра, а карнавально-игрушечные костюмы героев в сочетании со статичными декорациями и выпукло-гротескным пластическим рисунком вызывают у зрителя ассоциации с персонажами театра марионеток. Нарочитая условность декораций уравновешивается напряженным драматическим действием. Впрочем, это тот самый случай, когда декораций могло и не быть вовсе, настолько убедительно и выразительно актерское и вокальное мастерство артистов театра Татьяны Ханенко, Жанны Соловьевой, Георгия Фарджева, Сергея Байкова, Олега Иванова, Гранта Хачикяна. Живое, динамичное действие символически выступает на первый план, а куртуазные одеяния героинь не просто демонстрируют великолепные тела актрис, но и привносят в оперный спектакль элемент эротического шоу и одновременно буффонады.
Пластический ритм спектакля - танцевальный, а его музыкальная стихия - игра. "Сеньор Брускино" - опера-фарс. Именно так она и услышана музыкальным руководителем и дирижером театра Игорем Сукачевым. Но, говоря о постановке, стоит отдельно рассмотреть и драматическую канву действия как наиболее сильную сторону спектакля. Оперные певцы выступили как характерные драматические актеры: так, великолепный синтез вокального и драматического мастерства продемонстрировали исполнительницы ролей Софьи Татьяна Ханенко (инженю) и ее служанки Жанна Соловьева (субретка), блестяще в амплуа комического актера выступил Олег Шагоцкий. А с появлением на сцене Леонида Казачкова в роли Брускино-младшего акцент вновь делается на буффонаде...
Постановщики спектакля создали удивительно яркий, взаимодополняющий мир условности и бурлеска, а сочные краски музыки надолго оставляют у зрителя ощущение светлого незабываемого праздника.