0
1009
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2001 00:00:00

Театр оркестра, оперы и балета

Тэги: концерт, Мариинский театр


концерт, Мариинский театр Пресс-конференция перед концертом Мариинского театра.

Гала-концерт Мариинского театра в Большом театре был задуман как событие культурно-государственного значения. На вечере побывал президент России Владимир Путин. В зале присутствовали премьер-министр Михаил Касьянов, высокопоставленные чины правительства и президентской администрации, известные артисты. В пресс-конференции перед началом концерта участвовали не только Валерий Гергиев, но и министр культуры Михаил Швыдкой, и директор ГАБТа Анатолий Иксанов (в отсутствие уехавшего за границу Геннадия Рождественского). Все ораторы говорили об одном: начинается новая эра в отношениях Большого и Мариинского театров. Не прекращая творческой конкуренции, они будут сотрудничать, что не означает, по словам Михаила Швыдкого, создания в будущем объединенной театральной дирекции. В планах контактов - обменные гастроли, в частности, Мариинка покажет на сцене Большого оперы и балеты в рамках фестиваля "Золотая маска", а ГАБТ примет участие в летнем петербургском фестивале искусств "Белые ночи". Намечаются совместные постановки, дирижерский "бартер" (Рождественский выступит в Питере, Гергиев - в Москве) и единая компьютерная система продажи билетов.

В тот же день Валерий Гергиев, активно популяризирующий в России музыку Вагнера, получил государственную награду Германии: Крест за заслуги I класса. И, словно для иллюстрации заслуг, балетное отделение концерта началось с оперной увертюры - звучал вагнеровский "Тангейзер". Оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева играл так полнозвучно и вдохновенно, что танцевать после этого было трудно. Первые два номера балетной программы исполнялись довольно тускло: Игорь Колб в "Видении розы" предстал не танцовщиком-стилистом, передающим волнующий аромат цветка в мирискуснической хореографии Фокина, но лишь современным молодым человеком с большим балетным прыжком спортивного типа, переодетым в костюм Бакста. Ирма Ниорадзе в отрывке из балета "Манон" столь же мало походила на порывистую ветреницу из простонародья, сколь ее партнер Илья Кузнецов - на дворянина де Грие. Ситуация стала меняться в "Па-де-де" Баланчина-Чайковского. Хотя виртуоз Игорь Зеленский был не в лучшей своей форме, его партнерша Светлана Захарова показала красивый балеринский образец "русского Баланчина". Софья Гумерова своеобразно соединила элегию и брутальную энергию в балете Джерома Роббинса "В ночи", что подготовило зрителей к гвоздю программы. Гвоздем стали "Рубины" того же Баланчина на музыку Стравинского. За пультом опять был Гергиев, а в главных партиях выступили Диана Вишнева и Вячеслав Самодуров. Они танцевали бравурно и точно так же, как и в прошлом году на гастролях в Москве: несколько пережимая с бурным весельем и недобирая баланчинской элегантности, отчего Самодуров местами напоминал Шута из "Лебединого озера", а Вишнева очаровывала и казалась несносной одновременно.

Закончился балет так же, как и начинался, - увертюрой. Но именно в этот момент зрителям, кажется, захотелось самим пуститься в пляс - так зажигающе звучала "Летучая мышь" Штрауса, масштабностью оригинальной трактовки Гергиева напоминающая о Вагнере или Бетховене, если б они написали оперетту.

Оперная часть представления была менее "звездной", нежели балетная. Вероятно, потому, что поющие звезды Мариинки не столь охотно, как их коллеги из балета, соглашаются на участие в "сборной солянке". Посему из звезд первой величины в Москву приехал только Николай Путилин, отпевший балладу Томского и целую большую картину "Терем" из "Бориса Годунова". Его бархатный баритон, легко наполняющий пространство зала, идеален для импозантного Томского с его лукавыми сентенциями. Царь Борис, мучимый совестью и "мальчиками кровавыми в глазах", в исполнении Путилина получился вполне убедительным, хотя певец представил его неуравновешенную натуру несколько поверхностно, подменяя глубину эффектными актерскими жестами. Впрочем, посреди молодой поющей поросли Мариинки величавый Путилин и впрямь кажется царем.

Его младшие коллеги - обладатели отличных голосов (а женщины - отменных внешних данных). Наивно-грациозная ария Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова в исполнении Ольги Трифоновой превратилась в маленькое чудо - сразу становится понятно, почему лондонские критики сравнивали ее с голливудскими инженю. Роскошная красота Ирины Джиоевой, спевшей арию из "Травиаты" и дуэт из "Лючии ди Ламмермур" Доницетти с Василием Герелло, изящно ретуширует ее частые вокальные погрешности - мягкое лирическое сопрано певицы нуждается в тщательной шлифовке. Пожалуй, наиболее гармоничное соотношение голоса и внешности в тот вечер было у Марианны Тарасовой, спевшей вердиевскую Азучену из "Трубадура" - такого полнозвучного и богатого обертонами контральто у нас не было со времен последнего концерта Ольги Бородиной. Среди мужчин выделялся молодой тенор Даниил Штода - последняя находка Мариинки и призер конкурса вокалистов имени Римского-Корсакова. В целом оперная часть гала-концерта показала московской публике мариинские будни - именно вышеозначенные певцы поют в репертуарных спектаклях, и их хороший, пусть пока и небезупречный, вокал помогает держать театру его высокую планку. Бесспорным плюсом оперы Мариинки является оркестр - чистый и мощный, с полуслова понимающий дирижера и никогда не перекрывающий вокального голоса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
706
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2440
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1636
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1261

Другие новости