Пресс-конференция перед концертом Мариинского театра.
Гала-концерт Мариинского театра в Большом театре был задуман как событие культурно-государственного значения. На вечере побывал президент России Владимир Путин. В зале присутствовали премьер-министр Михаил Касьянов, высокопоставленные чины правительства и президентской администрации, известные артисты. В пресс-конференции перед началом концерта участвовали не только Валерий Гергиев, но и министр культуры Михаил Швыдкой, и директор ГАБТа Анатолий Иксанов (в отсутствие уехавшего за границу Геннадия Рождественского). Все ораторы говорили об одном: начинается новая эра в отношениях Большого и Мариинского театров. Не прекращая творческой конкуренции, они будут сотрудничать, что не означает, по словам Михаила Швыдкого, создания в будущем объединенной театральной дирекции. В планах контактов - обменные гастроли, в частности, Мариинка покажет на сцене Большого оперы и балеты в рамках фестиваля "Золотая маска", а ГАБТ примет участие в летнем петербургском фестивале искусств "Белые ночи". Намечаются совместные постановки, дирижерский "бартер" (Рождественский выступит в Питере, Гергиев - в Москве) и единая компьютерная система продажи билетов.
В тот же день Валерий Гергиев, активно популяризирующий в России музыку Вагнера, получил государственную награду Германии: Крест за заслуги I класса. И, словно для иллюстрации заслуг, балетное отделение концерта началось с оперной увертюры - звучал вагнеровский "Тангейзер". Оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева играл так полнозвучно и вдохновенно, что танцевать после этого было трудно. Первые два номера балетной программы исполнялись довольно тускло: Игорь Колб в "Видении розы" предстал не танцовщиком-стилистом, передающим волнующий аромат цветка в мирискуснической хореографии Фокина, но лишь современным молодым человеком с большим балетным прыжком спортивного типа, переодетым в костюм Бакста. Ирма Ниорадзе в отрывке из балета "Манон" столь же мало походила на порывистую ветреницу из простонародья, сколь ее партнер Илья Кузнецов - на дворянина де Грие. Ситуация стала меняться в "Па-де-де" Баланчина-Чайковского. Хотя виртуоз Игорь Зеленский был не в лучшей своей форме, его партнерша Светлана Захарова показала красивый балеринский образец "русского Баланчина". Софья Гумерова своеобразно соединила элегию и брутальную энергию в балете Джерома Роббинса "В ночи", что подготовило зрителей к гвоздю программы. Гвоздем стали "Рубины" того же Баланчина на музыку Стравинского. За пультом опять был Гергиев, а в главных партиях выступили Диана Вишнева и Вячеслав Самодуров. Они танцевали бравурно и точно так же, как и в прошлом году на гастролях в Москве: несколько пережимая с бурным весельем и недобирая баланчинской элегантности, отчего Самодуров местами напоминал Шута из "Лебединого озера", а Вишнева очаровывала и казалась несносной одновременно.
Закончился балет так же, как и начинался, - увертюрой. Но именно в этот момент зрителям, кажется, захотелось самим пуститься в пляс - так зажигающе звучала "Летучая мышь" Штрауса, масштабностью оригинальной трактовки Гергиева напоминающая о Вагнере или Бетховене, если б они написали оперетту.
Оперная часть представления была менее "звездной", нежели балетная. Вероятно, потому, что поющие звезды Мариинки не столь охотно, как их коллеги из балета, соглашаются на участие в "сборной солянке". Посему из звезд первой величины в Москву приехал только Николай Путилин, отпевший балладу Томского и целую большую картину "Терем" из "Бориса Годунова". Его бархатный баритон, легко наполняющий пространство зала, идеален для импозантного Томского с его лукавыми сентенциями. Царь Борис, мучимый совестью и "мальчиками кровавыми в глазах", в исполнении Путилина получился вполне убедительным, хотя певец представил его неуравновешенную натуру несколько поверхностно, подменяя глубину эффектными актерскими жестами. Впрочем, посреди молодой поющей поросли Мариинки величавый Путилин и впрямь кажется царем.
Его младшие коллеги - обладатели отличных голосов (а женщины - отменных внешних данных). Наивно-грациозная ария Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова в исполнении Ольги Трифоновой превратилась в маленькое чудо - сразу становится понятно, почему лондонские критики сравнивали ее с голливудскими инженю. Роскошная красота Ирины Джиоевой, спевшей арию из "Травиаты" и дуэт из "Лючии ди Ламмермур" Доницетти с Василием Герелло, изящно ретуширует ее частые вокальные погрешности - мягкое лирическое сопрано певицы нуждается в тщательной шлифовке. Пожалуй, наиболее гармоничное соотношение голоса и внешности в тот вечер было у Марианны Тарасовой, спевшей вердиевскую Азучену из "Трубадура" - такого полнозвучного и богатого обертонами контральто у нас не было со времен последнего концерта Ольги Бородиной. Среди мужчин выделялся молодой тенор Даниил Штода - последняя находка Мариинки и призер конкурса вокалистов имени Римского-Корсакова. В целом оперная часть гала-концерта показала московской публике мариинские будни - именно вышеозначенные певцы поют в репертуарных спектаклях, и их хороший, пусть пока и небезупречный, вокал помогает держать театру его высокую планку. Бесспорным плюсом оперы Мариинки является оркестр - чистый и мощный, с полуслова понимающий дирижера и никогда не перекрывающий вокального голоса.