0
1384
Газета Культура Интернет-версия

12.01.2001 00:00:00

Два шедевра в столице

Тэги: Тициан, Вермеер, музей


Тициан, Вермеер, музей Тициан Вечеллио. Венера Урбинская.

В музее изобразительных искусств им. Пушкина выставлены сразу два прославленных шедевра - "Венера Урбинская" из Флоренции и "Искусство живописи" Вермеера из Вены. И хотя их разнесли по разным залам, в формате разных выставок, да и картины из разных эпох, музеев и стран, все равно они выставлены сейчас вместе, потому их уместно сравнить.

Самая знаменитая из Тициановских Венер "Венера Урбинская" прибыла не просто из Флоренции, из собрания галереи Уффици, а из совершенно уникальной эпохи: Тициан Вечелио начинал во времена да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, был современником Веронезе и Тинторетто. Такой взлет был бы невозможен без ренессансного отношения к искусству, когда, по словам Нери Поцца, современного итальянского биографа Тициана, "художник стал орудием славы, и Папа считал за честь лицезреть на портрете свое изображение", но еще важнее, что сталкивались новые идеи и становилось понятно, по какой дороге идти. Италия и сейчас старается продолжать традиции: выставку в Москве открывал президент Италии.

"Donna nuda" - "обнаженную женщину" заказал Тициану герцог Урбинский Франческо Мария делла Ровере, для него и для его сына Гвидобальдо Тициан исполнил целый ряд картин. Как у всякого плодовитого художника, заваленного заказами и работающего с учениками, не все эти работы тициановского масштаба, но "Венера" - шедевр несомненный. Венера была создана уже знаменитым художником в 1538 г. Ясность композиции, в которой совершенно невероятно что-то сдвинуть, - результат отчасти уже устоявшейся тогда иконографии Венеры с обязательными розами. Композиция вторит и "Венере" Джорджоне - общее место искусствоведения. Как и большинство венецианских художников начала XVI века, молодой Тициан испытал сильное влияние Джорджоне, больше того, он несколько лет работал в его мастерской и дописывал пейзаж в его незаконченной "Венере". Именно Тициан унаследовал лучшие живописные традиции Джорджоне, рано погибшего от чумы (Тициан умер от чумы в 97 лет).

Герцог Урбинский хотел такую же Венеру, как у Джорджоне, он мечтал разрядить чрезвычайно серьезную атмосферу, созданную в доме его ученой подругой Эленорой Гонзаго. У "Венеры Урбинской" ее черты лица. Кстати, родом из Урбино был Рафаэль.

Тициановские работы, как и вообще большие полотна, многое теряют в иллюстрациях. Даже в хорошей репродукции "Венера Урбинская" выглядит резиновой, надувной, особенно в контрасте с виртуозно исполненными складками постели. Хочется ткнуть пальцем: убедиться, что не надута. Только в оригинале становится очевидным замысел художника создать не просто женский, а божественный образ, не только залитый светом, но как бы состоящий из него. Венецианская школа, можно и прямо сказать - Тициан, воспитывалась не только на античности, она уже восприняла более реальную фламандскую живопись, но больше всего итальянцы перенимали у себя. На полотне у Тициана можно увидеть этот тонкий и плавный переход от светописи женского тела к тени - знаменитое сфумато Леонардо да Винчи. Думаю, этот отказ от разделяющих линий был еще и полемикой с прославленным соперником - Микеланджело: рисунок исчез. Сотканная из света фигура была подлинным новшеством в живописи. В отличие от "Данаи", которую Тициан повторял по-разному еще три раза (одна из "Данай" в Эрмитаже), "Венера", хотя и встречается в ряде его картин, но уже как другой образ.

Голландские живописцы XVII в. уже не ориентируются на античные каноны красоты, это другая жизнь и другое искусство. В отличие от Тициана, чьими картинами увешаны старые музеи Европы, от Яна Вермеера Дельфтского сохранилось меньше четырех десятков работ. Эту картину часто называют "В мастерской художника", однако автором она закономерно названа "Искусство живописи". Она хранится в Музее истории искусств в Вене. Вермеер - художник кропотливого мастерства такого уровня, что и сегодня, после всех последующих открытий и достижений, у его искусства можно учиться и учиться. Фактура его живописи совершенно отличается не только от интенсивных тонов Тициана, она не повторяет никого. Странно, что даже жанровую, бытовую сценку Вермеер "озвучивает" в цветовой гамме удивительного благородства. Впрочем, из этого же сочетания родились в прошлом веке "Сватовство майора" и другие полотна Георгия Федотова. Только подойдя вплотную, наглядно убеждаешься, что художественное открытие пуантилизма - применение чистых цветов спектра - уже есть у Вермеера. Правда, не подчеркнуто, не обнажая прием, напротив, в сочетании с тончайшей красочной нюансировкой.

В отличие от Хальса или Тициана Вермеер избегал многофигурных работ. Его излюбленный образ - одинокая женская фигура в залитом северным солнцем интерьере. Это распределение света из окна по картине и составляет их основное живописное содержание, здесь ему нет равных. Кажется невероятным, но один из лучших колористов мира был почти два столетия забыт, и только в шестидесятых годах прошлого века его вытащил из неизвестности французский критик Теофиль Готье. При всем реализме деталей, расхожей теме - художник и модель - в картине нет буквального реализма. Вермеер свободно компонует, развернув художника к модели так, что тому и рисовать неcподручно. Вермеер отодвигает в глубь холста милую и юную героиню, свет из окна падает прежде и больше всего на нее. Выстраивая на этот раз возвышенный образ, Вермеер одевает себя в архаичный и выразительный бургундский костюм. Карта великих Нидерландов - тоже прошлое. Но главное, не что там на карте, а как она выписана.

Два женских образа, залитых светом, зачарованность женщиной - вот что роднит эти шедевры. Тициан - художник убойной мощи, "Венера" производит впечатление сразу и наповал. Вермеер деликатней, у него не такая бьющая краска. Если Тициан - чтобы поразить, то Вермеер - чтобы проникнуться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
1352
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
1709
"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

Екатерина Трифонова

Правовые позиции Конституционного суда РФ или игнорируются, или переиначиваются

0
1616
Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
1478

Другие новости