ПЕТРАРКА называл Венецию mundus alter - другой мир. Приезжая сюда, всякий раз невольно совершаешь путешествие не только в пространстве, но и во времени, которые тут пришиты друг к другу так же прочно, как серебряные пуговицы к карнавальному камзолу венецианского щеголя. Выйдя из здания аэропорта "Марко Поло" или железнодорожного вокзала "Санта Лючия", понимаешь это раз и навсегда, постепенно погружаясь в прошлое, словно в тихие воды Венецианской лагуны.
По сути, Венеция - точно крохотный архипелаг сокровищ на 118 островах. И на этот архипелаг, как гигантские волны, обрушиваются многотысячные потоки туристов - 10-11 миллионов человек ежегодно. Чтобы справиться с этой лавиной, не дать ей полностью захлестнуть хрупкий город-музей, нужно немалое мастерство, которым венецианцы овладели в совершенстве. Городские власти активно прорабатывают идею создания так называемой Venice Card, гарантирующей горожанам и гостям определенные услуги: не только заранее оплаченное гостиничное обслуживание или пользование парковками, но и посещения музеев и выставок. То есть владельцы карт будут иметь приоритетный доступ к культурным сокровищам архипелага - своеобразное стратегическое решение проблемы безудержного наплыва туристов...
Об этом и о многом другом речь шла на состоявшейся здесь в декабре презентации проекта "Венеция - лаборатория культуры" (ВЛК). Автор идеи -Марино Кортезе - в беседе с корреспондентом "НГ" так прокомментировал эту акцию: "Венеция не только сохраняет для всего мира колоссальные культурные ценности, но и объединяет целый ряд общественных и частных институтов, которые на протяжении многих лет занимаются научным изучением этого наследия и на этой основе создают новую культурную реальность. Туризм способен как стимулировать культурную деятельность, так и подавлять ее своими поверхностными запросами. У каждой из групп - горожан, туристов-"однодневок", университетской молодежи, завсегдатаев выставок - свои требования, свои запросы. В связи с этим и родилась идея координации деятельности многочисленных учреждений культуры в Венеции, чтобы каждое из них играло свою особую роль в общей культурной политике".
В качестве первого шага 40 музеев, фондов и институтов впервые за всю многовековую историю города под эгидой мэрии создали единый календарь культурных мероприятий на 2001 год. Правда, пока попытка согласовать стратегию, скоординировать программы удалась лишь частично. Скажем, в один день, 10 февраля, в городе откроются сразу три примечательные выставки: в музее Коррер впервые представят все живописное наследие Бернардо Беллотто, в Фонде Чини выставят работы его великого дяди Каналетто, а в залах Коллекции Пегги Гуггенхайм публика увидит экспозицию из 25 работ символического периода Джованни Сегантини. Но все же первый блин не вышел комом: теперь любители искусства, воспользовавшись Интернетом, смогут узнать, что в будущем году, в мае, откроется после почти 15-летней реставрации театр "Малибран", а в сентябре - дом-музей Гольдони, который также очень долго был закрыт для публики. На сайте www.veneziacultura.it будет постоянно обновляться информация по проекту ВЛК.
Венеция тесно связана с русской историей и культурой. В Государственном архиве города, где хранится "Секретный архив" Серениссимы, то есть Светлейшей Венецианской Республики, оказывается, лежат запечатанные красным сургучом послания совместно царствовавших Иоанна и Петра, датированные 1656-1657 годами, эпистолы Петра I, подробнейший доклад от 27 июня 1709 года о Полтавской битве.
Новый мэр Венеции Паоло Коста убежден, что его город "представляет собой уникальный механизм по сохранению и производству культуры". Кстати, именно в Венеции находятся Коллекции Пегги Гуггенхайм, которые играют весьма заметную роль в культурной жизни города. А Фонд Гуггенхайма и Эрмитаж в июне этого года заключили соглашение о стратегическом партнерстве. И Паоло Коста, уверенный, что Венецию и Петербург объединяют не только каналы и близость к морю, но также и архитектура, и сам дух города, тогда же отправил Михаилу Пиотровскому письмо с предложением использовать Коллекции как основу для сотрудничества и, возможно, даже открыть в Венеции Галерею Эрмитажа - подобную той, что предполагается создать в Соммерсет Хаусе в Лондоне. Но ответа от директора Эрмитажа все еще нет...
Скоро Коллекция Пегги Гуггенхайм получит в свое распоряжение историческое помещение Старой таможни. Это знаменитое здание передается в бесплатное распоряжение города на 99 лет. В свою очередь, муниципалитет Венеции готов предоставить его Фонду Гуггенхайма для реконструкции и создания там Музея современного искусства. Руководить новым музеем будут совместно мэрия и Фонд, так что при желании у Эрмитажа появляется реальная возможность распространить свое влияние на берега Венецианской лагуны. А вот захочет ли ведущий музей России открыть свое "представительство" в Серениссиме, покажет время.
Венеция