0
841
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2000 00:00:00

Последний арабеск уходящего века

Тэги: балет, театр, сцена


балет, театр, сцена

Вечер балета в Театре оперетты состоял из двух частей: мировой премьеры балета "Green" и хорошо известного спектакля "Сны о Японии" - экзотическое зрелище по мотивам театра Кабуки. "Green" - пробный спектакль нового Театра балета под руководством Алексея Фадеечева. Бывший худрук балета ГАБТа создал частный проект вместе с Ниной Ананиашвили после своего конфликта с новым руководством Большого театра. Когда Фадеечева со скандалом уволили, его планы габтовских премьер были категорически отвергнуты. В числе этих планов - постановка австралийца Стентона Уэлша. Именно его первым делом пригласили в новый Театр балета.

Стентон Уэлш, 30-летний танцовщик и хореограф, отказался от двух контрактов, чтобы сделать постановку в Москве. Уэлш, как он говорит, предпочитает "не зацикливаться" и работает каждый раз по-иному и в разных техниках танца.

"Green" ("Зеленый") - третий спектакль Уэлша в жанре своеобразной "цветомузыки", когда балет складывается лишь из звуков оркестра, оттенка костюмов, соответствующего названию - и профессионального мастерства исполнителей. До этого были спектакли "Голубое" и "Индиго". Следующим будет "Красное", и Уэлш не намерен останавливаться, пока не сделает в танце все цвета радуги, причем дизайн зеленых костюмов в "Грине" хореограф придумал сам. Весь цикл есть исследование цветов чакр (энергетических точек человеческого тела) на музыку разных концертов Вивальди. В "Грине" - по замыслу хореографа финальном балете грядущего цикла - заняты трое солистов и 16 артистов кордебалета.

Если не знать теоретического индуизма и буддизма, то его запросто можно и не почувствовать, а просто увидеть рациональный, слегка ироничный западный спектакль. В этом балете для классических исполнителей женщины танцуют выворотно и на пуантах, мужчины "закрывают" прыжки в пятые позиции, и активно демонстрируются три канонические позиции рук. Именно из этих позиций руки, а за ними и корпус танцовщиков пускаются в вольные неоклассические комбинации. В начале - женский кордебалет медленно, спиной к залу, отступает в глубь сцены, а в финале - трио солистов быстро убегает после порции премьерского танца. Между этими уходами - четко выверенная серия танцевальных "приливов" и "отливов", слагающаяся из всевозможных сочетаний соло, дуэтов, трио с кордебалетом.

Одна из последних постановок этого века - в хорошем смысле слова итоговый опус. Он символически полон реминисценций балетного столетия - эхо от "Шопенианы" Михаила Фокина Но, напоминая о грезе, балет от грезы далек. Гораздо ближе он к жесткой современной манере, когда не эмоция, но скорость музыкальной партитуры отрабатывается прежде всего. Уэлш, живущий после Баланчина, грамотно работает с музыкой, акцентируя соответствия оркестровых соло - соло и дуэтам танцоров, а общее тутти оркестра поддерживая массовым танцем. Без гениального баланчинского "Агона" не было бы сцены в "Грине", когда два танцовщика в зеленых трико соревнуются в беспощадной виртуозности танца.

В спектакле прекрасно солируют звезды: Нина Ананиашвили, Сергей Филин и Дмитрий Белоголовцев. Театр танца планировал занять в ГАБТе несколько артистов кордебалета. Руководство Большого отказало, сославшись на их творческую занятость: танцовщики, дескать, могут понадобиться на репетициях грядущего "Лебединого озера". Алексею Фадеечеву пришлось нанимать "корду" из числа свободных художников. Из хаоса сложился космос, из разрозненного сборища никогда не танцевавших вместе людей - слаженный ансамбль. Спектакль, сделанный при помощи продюсерской фирмы "Постмодерн-театр", был поставлен за 20 дней, а артисты имели лишь одну полноценную сценическую репетицию - в день премьеры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
698
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости