Вечер балета в Театре оперетты состоял из двух частей: мировой премьеры балета "Green" и хорошо известного спектакля "Сны о Японии" - экзотическое зрелище по мотивам театра Кабуки. "Green" - пробный спектакль нового Театра балета под руководством Алексея Фадеечева. Бывший худрук балета ГАБТа создал частный проект вместе с Ниной Ананиашвили после своего конфликта с новым руководством Большого театра. Когда Фадеечева со скандалом уволили, его планы габтовских премьер были категорически отвергнуты. В числе этих планов - постановка австралийца Стентона Уэлша. Именно его первым делом пригласили в новый Театр балета.
Стентон Уэлш, 30-летний танцовщик и хореограф, отказался от двух контрактов, чтобы сделать постановку в Москве. Уэлш, как он говорит, предпочитает "не зацикливаться" и работает каждый раз по-иному и в разных техниках танца.
"Green" ("Зеленый") - третий спектакль Уэлша в жанре своеобразной "цветомузыки", когда балет складывается лишь из звуков оркестра, оттенка костюмов, соответствующего названию - и профессионального мастерства исполнителей. До этого были спектакли "Голубое" и "Индиго". Следующим будет "Красное", и Уэлш не намерен останавливаться, пока не сделает в танце все цвета радуги, причем дизайн зеленых костюмов в "Грине" хореограф придумал сам. Весь цикл есть исследование цветов чакр (энергетических точек человеческого тела) на музыку разных концертов Вивальди. В "Грине" - по замыслу хореографа финальном балете грядущего цикла - заняты трое солистов и 16 артистов кордебалета.
Если не знать теоретического индуизма и буддизма, то его запросто можно и не почувствовать, а просто увидеть рациональный, слегка ироничный западный спектакль. В этом балете для классических исполнителей женщины танцуют выворотно и на пуантах, мужчины "закрывают" прыжки в пятые позиции, и активно демонстрируются три канонические позиции рук. Именно из этих позиций руки, а за ними и корпус танцовщиков пускаются в вольные неоклассические комбинации. В начале - женский кордебалет медленно, спиной к залу, отступает в глубь сцены, а в финале - трио солистов быстро убегает после порции премьерского танца. Между этими уходами - четко выверенная серия танцевальных "приливов" и "отливов", слагающаяся из всевозможных сочетаний соло, дуэтов, трио с кордебалетом.
Одна из последних постановок этого века - в хорошем смысле слова итоговый опус. Он символически полон реминисценций балетного столетия - эхо от "Шопенианы" Михаила Фокина Но, напоминая о грезе, балет от грезы далек. Гораздо ближе он к жесткой современной манере, когда не эмоция, но скорость музыкальной партитуры отрабатывается прежде всего. Уэлш, живущий после Баланчина, грамотно работает с музыкой, акцентируя соответствия оркестровых соло - соло и дуэтам танцоров, а общее тутти оркестра поддерживая массовым танцем. Без гениального баланчинского "Агона" не было бы сцены в "Грине", когда два танцовщика в зеленых трико соревнуются в беспощадной виртуозности танца.
В спектакле прекрасно солируют звезды: Нина Ананиашвили, Сергей Филин и Дмитрий Белоголовцев. Театр танца планировал занять в ГАБТе несколько артистов кордебалета. Руководство Большого отказало, сославшись на их творческую занятость: танцовщики, дескать, могут понадобиться на репетициях грядущего "Лебединого озера". Алексею Фадеечеву пришлось нанимать "корду" из числа свободных художников. Из хаоса сложился космос, из разрозненного сборища никогда не танцевавших вместе людей - слаженный ансамбль. Спектакль, сделанный при помощи продюсерской фирмы "Постмодерн-театр", был поставлен за 20 дней, а артисты имели лишь одну полноценную сценическую репетицию - в день премьеры.