Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000. Под общей редакцией В. Ресина. - М: Московский Дом фотографии, 2000. - 320 с.
Cтройкомплекс - сердце Лужкова. "Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000" - самый яркий российский альбом уходящего года. Его презентация прошла в Московском центре искусств на Неглинной вместе с вернисажем выставки архитектурной фотографии. Владимир Ресин, главный московский строитель, открыл выставку.
На обложке альбома - храм Христа Спасителя. Вид с балкона Кремлевского дворца. Храм Христа Спасителя - самый известный пример московской реконструкции лужковского образца: новодел, выданный за антиквариат. Но на обложке (если вглядеться) - прежний архитектурный монстр, который в дни своей первой молодости выглядел еще уродливей на фоне мелких домиков, окружавших его. Барабан церкви - в лесах.
Стройплощадка открывает книгу. Стройплощадка ее закрывает. От снимка анонимного мастера - к работе Стефана Кутюрье на последней фотостранице; в конце - вертикальный срез городской почвы: стена котлована в районе моста "Багратион". Вся книга - горизонтальный срез вдоль временной оси. Все меняется. Одно неизменно - Москву строят. Название "реконструкция" на первый взгляд не точно, потому что книга представляет не только реконструированные объекты, но и новостройки, какими они были в 1891-м, 1939-м, 1956-м, 2000-м. Москва Златоглавая, Москва социалистическая... Линия, на конце которой - Москва лужковская.
История храма Христа Спасителя стала лейтмотивом книги. Ее открывает та панорама, какую видел царь Александр во время своей коронации в 1856 году: церковь, торжествующая над местностью. Новый ракурс 1928 года - вид на храм от Музея изобразительных искусств; слегка размытый снимок Юрия Еремина резко меняет масштаб: из-за музейной коллонады храм кажется милой ностальгической игрушкой, какой он и должен был казаться в 1928 году. Сверхновый ракурс 1999 года - вид на храм от памятника Петру Великому; точка съемки Игоря Пальмина - у подножия монумента: из-за бронзовых пушечек и парусов храм снова кажется игрушкой. Сборка, разборка, сборка заново - вот этапы большого пути длиной в полтора века. Идея, которая читается сквозь этот альбом, проста. Лужков построил новую "старую Москву". Именно в этом суть его реконструкции.
Тезис - царская Москва, антитезис - советская Москва, синтез - Москва лужковская. Такая тема, такая логика визуальных образов актуальна сегодня, как никогда. По информации, просочившейся в СМИ, федеральное правительство собирается взять под свой контроль треть городской территории; Госстрой готовит удар прямо в сердце Лужкова. Московский стройкомплекс вступает в новую эпоху.
Диалектика альбома виртуозно выстроена Ириной Тархановой. Настал звездный час для постоянного книжного дизайнера Дома фотографии. Один разворот (с фронтальным снимком дома на Долгоруковской улице) виртуозно отсылает к другому (с фронтальным снимком Московского университета): так Тарханова показывает, что здания перекликаются через эпохи. И перекличек много, этот альбом можно листать вперед-назад, радуясь не только хорошим снимкам, но и остроумным фотопараллелям, прочерченным в пространстве книги. Эта книга - памятник эпохе.
"Серебряная камера" - другой памятник, поставленный мэрией. "Серебряная камера" - новый конкурс на лучший фоторепортаж о Москве, который впервые прошел в 2000 году; итоги подвели в ноябре. Номинации - "архитектура", "события", "москвичи", три первые премии стоят по 5000 долларов каждая. Игорь Мухин (# 1 в разделе "события") и Илья Кейтельгиссер (первое место по "архитектуре") - активные авторы альбома "Реконструкция в фотографиях". Как и альбом, "Серебряная камера" - дитя Московского Дома фотографии.
В Москве у Мясницких ворот стоял памятник Бакунину. Краем уха об этом слышали те, кто знает о плане монументальной пропаганды. Николай Виноградов был одним из тех, кто осуществлял ленинский план. Фотография кубистической скульптуры - уникальный документ эпохи: сам памятник Бакунину работы Бориса Королева не сохранился, но благодаря снимку мы можем представить, как органично смотрелась эта нервная скульптура в послереволюционном городе. С 1918 по 1924 год Николай Виноградов возглавлял Комиссию по охране памятников искусства и старины при Моссовете: она ставила новые памятники, она же сохраняла старые. Как реставратор, Виноградов в середине двадцатых восстанавливал Красные Ворота, Сухареву башню, Китайгородскую стену. А вскоре после этих работ здания были снесены. Московская история.
Дом фотографии - самый удачный из культурных проектов Лужкова. Выставка "Архитектурные фотографии 1918-1930 гг. из архива Н.Д. Виноградова" еще раз подтвердила это. В экспозиции - снимки старой Москвы, сохраненные первым научным директором Музея архитектуры (Виноградов работал в музее с 1957 по 1975 год). Диапазон - от ветхих избушек, уничтоженных в первые годы советской власти, до осуществленных проектов "плана монументальной пропаганды". Выставка специальная, не массовая, малолюбопытная всем, кроме завзятых москвофилов. Но при этом - светское событие, десяток телекамер, толкучка на вернисаже. И дело не только в презентации книги и в участии Ресина. Оригинальный пиаровский ход - конкурс среди посетителей: задача - опознать на снимках неизвестные здания, приз - роскошный альбом о реконструкции, результат - дамы в норковых манто горячо спорят об адресах избушек, снесенных 70 лет назад.
Ольга Свиблова, директор Дома фотографии, первой в Москве разработала и осуществила новый план музейной пропаганды. Активный американский стиль менеджмента (большое число событий, их актуальность, грамотный промоушен) она соединила с чисто европейским вниманием к культурному наследию. Главный акцент - отношения с прессой и публикой. В Москве такой план был обречен на успех. Публика привыкла к внушению. И публика хочет чувствовать гордость за национальное прошлое. Дом фотографии в своих московских проектах отвечает этому запросу.