У народного артиста России Дмитрия Хворостовского - полный порядок.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
"После юбилея" - назывался вечер в Доме актера имени А.А. Яблочкиной. "Что было, что будет, чем сердце успокоится" - таков был подзаголовок встречи известного оперного солиста народного артиста России Дмитрия Хворостовского и его неизменного аккомпаниатора Михаила Аркадьева.
Уже 10 лет (в декабре 1999 г. эта дата отмечалась в Большом зале консерватории) Дмитрий Хворостовский и Михаил Аркадьев выступают вместе на концертах. Музыковед Наталья Чернова, которая вела вечер, вспомнила их первый совместный концерт в Зале имени Чайковского, когда всем стало ясно: союз состоялся. Все 10 лет наполнены напряженной работой - концерты во всех частях света от Малайзии до Европы, от Америки до Сибири. Хворостовский пел, Аркадьев аккомпанировал. Красивый тембр, разнообразный репертуар - все это, конечно, привлекает публику.
Хворостовский и Аркадьев отвечали на многочисленные вопросы, превратив творческий вечер в своего рода пресс-конференцию. "Каковы отношения с прессой?" - "Отношения с прессой - это часть моей профессиональной работы", - отвечал Хворостовский. "Не хотите ли вести мастер-класс?" - "Не хочу. Два предложения в США отклонены. Считаю, что недостаточно готов к этому. Это своего рода шоу: за 10-15 минут объяснить интерпретацию. Научить петь нельзя, можно только помочь".
Была показана финальная сцена из канадского кинофильма "Дон Жуан", где Дмитрий Хворостовский исполнял партии Дон Жуана и Лепорелло. "Всю свою сознательную жизнь я занимался классической музыкой, - говорит певец, - мой отец в музыке - это Павел Герасимович Лисициан, моя учительница # 1 - это Зара Долуханова. Я безумно счастлив видеть вас здесь, - обратился Хворостовский к сидевшим в зале "первым номерам", - Павел Герасимович почти никогда не хвалил меня. Как-то он меня поцеловал - я неделю не мылся". "Ваши кумиры?" - "Каллас, Титто Гобби".
Дмитрий Хворостовский рассказал, как он подготовил и уже исполнил в концертах цикл песен на стихи Александра Блока "Петербург и другие": западная публика, привыкшая в основном к итальянской музыке, не сразу приняла его. В 1995 году на концерт приезжал Георгий Свиридов. В лондонской "Таймс" прошла язвительная статья, цикл был назван "кабацкой музыкой" - "это была отвратительная статья, полная ненависти". Публика же постепенно признала цикл, в Нью-Йорке, в Карнеги-Холл был огромный успех. ("Очень люблю петь в Карнеги-Холл, в Большом зале консерватории, в зале Филармонии в Петербурге".)
Михаил Аркадьев исполнил фрагмент из "Метели" Георгия Свиридова (вечер проходил накануне 85-летия композитора): "Одно из самых трагических произведений русской музыки, простая мелодия доходит до апокалиптического звучания". Михаил Аркадьев, не только пианист, но и музыковед, в последнее время стал заниматься дирижированием. Хворостовский считает, что скоро тот станет большим дирижером. Хворостовский сегодня много выступает в спектаклях крупнейших оперных театров, больше - западноевропейский репертуар, но вот однажды спел Грязного в "Царской невесте". В планах - партия Андрея Болконского в "Войне и мире" Прокофьева, в Торонто будет петь Демона. Сейчас певец входит в вердиевский репертуар: "Я ждал этого 15-20 лет. Хочу насытиться красотой музыки Верди, которого очень люблю". Жермон, Родриго, Яго, "Дон Карлос", "Бал-маскарад" - его будущие партии и спектакли: "Через 10-15 лет, может быть, начну петь Шенберга". Пока же готовит Шостаковича, полагает, что композитор еще не понят.
Хворостовский признался, что ему сложнее петь перед соотечественниками, чем за границей: "В русских залах публика особая, которая привыкла не потреблять искусство, а переживать". В воскресенье певец спел у Колобова в "Риголетто" заглавную партию. На прощанье Дмитрий Хворостовский исполнил русскую народную песню "Ах, ты, ноченька".