Реставрационные работы в театре "Ла Фениче". Октябрь 2000 года.
Снаружи ничего толком не было видно. Высокий забор из плотно пригнанных друг к другу свежеоструганных досок уходил куда-то вверх, а за ним высилось нечто укутанное в матово-белый пластмассовый саван. Казалось, это ров, заполненный черной, неподвижной водой, окружает таинственный замок, зажатый меж узких, средневековых палаццо. И только два краснокирпичных мостка, переброшенных через венецианский канал, слегка оживляли картину, которую вполне можно было бы сравнить с "Островом мертвых" Беклина, если бы вместо темных кипарисов здесь не поднимались в небо громадные белые цапли подъемных кранов. Неожиданно в заборе отворилась секретная дверца, и мы гуськом потянулись внутрь загадочной постройки. Впервые за последние пять лет власти Венеции допустили на место пожара всемирно известного театра "Ла Фениче" небольшую группу иностранных журналистов, в которой Россию представлял корреспондент "НГ".
Впрочем, обвинять мэрию в попытках скрыть правду о гибели венецианского "Феникса" было бы несправедливо. Просто дело в том, что на все помещение сгоревшего театра наложен судебный арест, и потому доступ туда посторонних требует специального разрешения местной прокуратуры. Приходится констатировать, что следствие по делу о пожаре в "Ла Фениче" оказалось значительно длительнее, чем, например, о поджоге германского рейхстага. Тем не менее до сих пор итальянская Фемида так и не смогла достоверно установить, что же случилось в Венеции трагическим вечером 29 января 1996 года, когда зрительный зал старинного театра превратился в огромный пылающий факел. Не влезая в густые юридические дебри, скажу лишь, что и сегодня в центре судебного процесса находится версия об умышленном поджоге "Ла Фениче" Энрико Кареллой, небольшая фирма которого вела в театре работы по обновлению электрооборудования. По мнению прокуратуры, Карелла не успевал закончить работы в срок и, опасаясь многомиллионного штрафа, решил, что концы в Венеции сподручнее спрятать не в воду, а в огонь. Впрочем, версия эта далека от совершенства. На последнем судебном заседании в ноябре адвокат Кареллы вполне убедительно показал, что никаких веских оснований опасаться штрафных санкций у того не было, а подряд по ремонту театра приносил фирме хороший доход. "Зачем же подсудимому было резать курицу, точнее птицу феникс, которая несла ему золотые яйца?!" - не без сарказма вопрошал защитник.
Впрочем, таинственной историей с поджогом этот детектив вовсе не ограничивается. Сразу же после пожара в Италии возникла широкая дискуссия о том, что же собственно делать с "Ла Фениче". То, что знаменитый театр нужно возрождать, не оспаривал никто. Спор шел о том, надо ли восстанавливать историческое здание или следует воплотить в жизнь принципиально новый проект по канонам современной архитектуры. В итоге победила несколько эмоциональная точка зрения: "Театр должен быть таким же, как был, и там же, где был". Эта концепция, с блеском воплощенная в жизнь советскими и польскими реставраторами после Второй мировой войны, имеет в Венеции исторические корни. Так, например, после пожара Дворца дожей в 1577 году был отвергнут блестящий проект Палладио, а кампанила на площади Сан-Марко после ее падения в 1902 году была в точности восстановлена десять лет спустя. Итак, в августе 1996 года вниманию публики был представлен так называемый "предварительный проект реконструкции", разработанный под эгидой муниципалитета. Он предусматривал, что "новый театр будет похож на сгоревший, но не будет в точности повторять утраченную конструкцию". Речь шла о "восстановлении здания с частичной модификацией функций и использованием новейшей технологии".
На основе идеологии "предварительного проекта" в 1997 году был объявлен конкурс на окончательный инженерный проект, в котором приняли участие шесть производственных объединений, в том числе скандально известная в России швейцарская фирма "Мабетекс". Победителем этого соревнования стало АО "Карена", объединившее строительные компании из Генуи, Рима и Милана. Однако этим дело не закончилось. Специалисты "Карены" уже завезли технику на стройплощадку и начали разбор сгоревших конструкций, когда другой участник конкурса - германо-итальянское СП "Хольцман-Романьоли" - подал иск в суд, доказывая, что его инженерно-конструкторская разработка не только экономичней, но и более полно учитывает требования "предварительного проекта". После многомесячного разбирательства суд Венеции все-таки признал правоту фирмы "Хольцман-Романьоли" и передал ей все права на реконструкцию "Ла Фениче".
Как тут не вспомнить саму историю возникновения театра, восходящую к 1773 году. Тогда к огорчению венецианских любителей музыки сгорел главный городской театр "Сан-Бенедетто". Он был немедленно восстановлен, но тут же возникла тяжба между товариществом, отстроившим новое здание, и собственниками земельного участка. В итоге по решению суда хозяева нового "Сан-Бенедетто" вынуждены были продать его землевладельцу, но тут же приняли решение построить еще более роскошный и элегантный театр, который в знак непокорности судьбе получил имя птицы феникс. Торжественное открытие "Ла Фениче" состоялось 16 мая 1792 года в присутствии последнего дожа Венецианской республики Лодовико Манина, но в декабре 1836 года огонь уничтожил и это здание. Ровно через год благодаря энергии венецианцев "Феникс" возродился из пепла и вскоре завоевал себе славу одного из лучших оперных театров Европы: именно по заказу "Ла Фениче" Джузеппе Верди написал пять своих опер, в том числе "Риголетто" и "Травиату".
Короче говоря, и пожары, и судебные тяжбы вполне вписываются в историю этого старинного театра. И тем не менее когда я, нахлобучив на голову ярко-желтую строительную каску, сквозь короткий туннель из деревянных щитов прошел на усеянную битым кирпичом площадку, некогда бывшую роскошным пурпурно-золоченым зрительным залом "Ла Фениче", мне стало не по себе. Над головой серело по-зимнему тоскливое венецианское небо, с которого сыпал мелкий дождь, а вокруг шла голая полукруглая стена, на которой лишь угадывались профили пяти бывших ярусов. Кое-где из кирпичных стен нелепо торчали куски зеленого пластикового шланга, над которым чернели какие-то цифры, а под ногами серели бетонированные канавки, предназначение которых тоже было неясным. "Куски шланга закрывают точки постоянного мониторинга, следя за которыми строители проверяют, не происходит ли смещение конструкции, а бетонные канавки нужны для специальных механизмов, при помощи которых под зданием театра будут созданы специальные герметичные камеры", - охотно ответил на мои вопросы инженер Роберто Шибилия, возглавляющий коллектив разработчиков "предварительного проекта", а ныне представляющий интересы города в отношениях с фирмой-исполнителем.
Осуществляемый ныне проект предусматривает максимально точное воссоздание зрительного зала по имеющимся подробным чертежам XIX века с использованием тех же самых материалов, главным из которых была лиственница. Более того, "Хольцман-Романьоли" обязалась восстановить прежнюю акустику зала - в противном случае ей грозит штраф в несколько миллиардов лир. Что же касается сцены и почти всех вспомогательных помещений, то здесь мало что будет напоминать о старом театре. В частности, сцена будет оснащена самой современной машинерией, над изготовлением которой уже работают в Германии. В северном крыле театра впервые будет создано специальное помещение, которое позволит мгновенно и целиком менять декорации непосредственно во время спектакля, а в южном крыле также впервые появится небольшой репетиционный зал. Кроме того, под сценой и зрительным залом расположатся никогда прежде не существовавшие помещения для оркестрантов и хранения музыкальных инструментов. И только под этим подземным этажом будут находиться изоляционные камеры, закрепленные на дне лагуны (фактически они будут исполнять роль свай, на которых до сих пор стоит почти вся Венеция).
С инженерной точки зрения осуществление данного проекта, безусловно, сопряжено с большими трудностями. Достаточно сказать, что единственной стройплощадкой остается место прежнего зрительного зала, поэтому даже башенные краны пришлось вынести за стены театра, смонтировав их на специальных стальных платформах, возведение которых потребовало частичного осушения канала. "Все стройматериалы доставляются сюда исключительно на лодках по каналам, - рассказывал Шибилия. - Иного пути нет, а значит, большую часть конструкций придется создавать за пределами города, доставлять их в Местре (континентальный город-спутник Венеции.), а здесь лишь осуществлять окончательный монтаж. Для этих же целей примерно в километре от здания театра на Большом канале смонтирована специальная понтонная платформа. Полная стоимость проекта составляет 102 миллиарда лир (около 50 миллионов долларов), причем львиную долю этой суммы выделяет правительство Италии. Реконструкция должна быть завершена к началу 2003 года, а каждый день работ сверх этого срока обернется для фирмы-исполнителя штрафом в 5 миллионов лир".
Слушая подробные и толковые разъяснения инженера Шибилии, я тем не менее не мог отделаться от мысли, что по различным объективным и субъективным причинам за прошедшие 5 лет реконструкция "Ла Фениче" практически еще и не начиналась. И если в XIX веке для восстановления сгоревшего театра понадобился всего лишь год, то в сложившейся ситуации существуют достаточно серьезные опасения, что и семи лет на это не хватит. Справедливость подобного вывода подтвердила и встреча с мэром Венеции Паоло Костой, который одновременно является комиссаром итальянского правительства, отвечающим за реконструкцию знаменитого театра.
"Если сегодня при посещении стройплощадки складывается впечатление, что практически ничего не сделано, значит, дело зашло слишком далеко, - заявил Коста. - Да, это правда, что значительные работы ведутся на подземном уровне. Но в нынешней ситуации все мы можем потерять лицо. Это в первую очередь относится к немецким предпринимателям, разработавшим данный проект. Сегодня алиби нет уже ни у кого, потому что культурный потенциал Венеции без оперного театра "Ла Фениче" существенно ослаблен. До конца года я должен знать окончательные сроки завершения всех работ, и эти сроки должны затем неукоснительно соблюдаться". Принесет ли результат этот ультиматум мэра Косты, покажут ближайшие недели. Впрочем, нет никаких сомнений, что венецианский "Феникс", ставший одним из главных символов города на воде, вновь возродится из пепла. Только вот когда это произойдет...
Венеция