Режиссер и актер Вениамин Смехов.
Актер московского Театра на Таганке Вениамин Смехов давно не появляется на сцене родного театра, предпочитая реализовывать свои творческие возможности на Западе, где находит и понимание, и аудиторию, и средства к существованию. Преподавательская практика в США и опыты оперной и драматической режиссуры в театрах Германии, Чехии и Израиля - зарубежное хобби первого Воланда русской (тогда советской) сцены.
На днях в Марселе при содействии российского консульства прошла премьера спектакля "Две сестры". Он повествует о многолетних отношениях Лили Брик и Эльзы Триоле, разлученных в 20-х годах. Эта работа - одна из вереницы спектаклей Смехова, посвященных судьбе Владимира Маяковского и Лили Брик. В 67-м, когда на Таганке ставили "Послушайте!" и вся труппа сочиняла этот ставший знаменитым спектакль, Вениамин Смехов знакомится с Лилей Брик, женщиной-легендой, которую превозносили и поколение 20-х, и шестидесятники. Для последних Маяковский всегда был ключевой фигурой, олицетворявшей и поэтический нерв, и революционный дух, и опасное "хождение" по грани - между оппозицией и благонамеренностью. Но и для левой французской интеллигенции Маяковский - фигура не менее харизматическая.
После "Послушайте!" Смехов еще несколько раз возвращался к творчеству поэта: "Играем Маяковского" в Центральном детском театре, телеспектакль "Москва горит" и проектная постановка Международного берлинского фестиваля "Лиля, люби меня". Смехов, ставший другом семьи Лили Брик, с согласия ее приемного сына Василия Катаняна получает доступ к семейным архивам и знакомится с перепиской сестер, продолжавшейся до 1970 года, когда Эльза Триоле, французская писательница, лауреат Гонкуровской премии, умирает. Только в этом, уходящем году переписка была опубликована во Франции и России.
Эта удивительная переписка, полная самых ярких свидетельств о нашем времени, легли в основу "непридуманной", "несочиненной" пьесы Вениамина Смехова. Важно отметить также и то, что она была переведена на французский язык Лили Дени, близкой подругой сестер. Когда в 70-х годах Театр на Таганке гастролировал во Франции, именно Лили помогала труппе преодолевать языковой барьер.
В спектакле Эльзу Триоле играет актриса Франсуаза Шато, которая когда-то работала в Польше у Ежи Гротовского. Роль Лили Брик доверена Татьяне Степанченко, русской актрисе, которая уже десяток лет работает в Европе, - и тут ее небольшой русский акцент никак не может испортить роли. "Вспомогательную" роль Почтальона играет Матиас Марешаль, сын известного и в России режиссера Марселя Марешаля. Его голос также "озвучивает" стихи Маяковского и Луи Арагона - мужа Эльзы, воспоминания Романа Якобсона, Михаила Кузмина, Александра Родченко, вкрапленные в эпистолярную беседу сестер. Вениамин Смехов пригласил к работе над "Двумя сестрами" сценографа Станислава Морозова и художницу по костюмам Марию Данилову, которые, разумеется, одели сцену и актеров в конструктивистские "одежды". Музыка также написана российской знаменитостью - джазменом Вячеславом Ганелиным.
После тура по Франции спектакль ранней весной, коопродукцию театров "Жиптис" из Марселя и "Феникс" из Валенсьенна, покажут в Бельгии. Ведутся переговоры об участии "Двух сестер" в Международном чеховском фестивале в Москве в мае 2001 года. В программу фестиваля он уже включен.