Колизей ожидает реставрации.
После почти полуторатысячелетнего перерыва расколотая чаша Колизея вскоре вновь услышит гром рукоплесканий. Министр культуры Италии Джованна Менландри официально объявила на днях о начале реализации проекта, в соответствии с которым к 2003 году всемирно известный Амфитеатр Флавиев должен превратиться в полноценную сценическую площадку. Пока, правда, "Проект Колизей" обнародован лишь в самых общих чертах. Известно, например, что приоритетным направлением работы станет реставрация и укрепление грандиозного сооружения, строительство которого было начато императором Веспасианом в 75 году н. э. и завершено всего через пять лет. Несмотря на то что колоссальный амфитеатр, некогда вмещавший около 50 тысяч зрителей, неоднократно реставрировался, сейчас туристам доступны всего около 15% его площади. Организаторы культурной инициативы предполагают довести эту цифру до 85%.
На практике это будет означать, что публика получит доступ на все четыре яруса, а актеры смогут работать на настоящей сцене: эллиптическая арена будет, как и в античные времена, покрыта деревянным настилом. Предполагается восстановить знаменитый "velarium" - огромный тент, натягивавшийся над амфитеатром для защиты зрителей Древнего Рима от дождя и палящего солнца. Однако, если тогда его площадь составляла 4 тыс. кв. м, то теперь она будет вчетверо меньше, и тент не будет полностью перекрывать грандиозную чашу. Особое внимание при реконструкции будет уделено безопасности публики, для чего предполагается провести всеобъемлющее обследование монумента, включая проведение сейсмической экспертизы. Кроме того, здесь будет открыта постоянно действующая выставка, посвященная гладиаторам, которые были главными героями Амфитеатра Флавиев. Вот, собственно, и все известные сейчас подробности "Проекта Колизей", реализацию которого будет финансировать "Банко ди Рома", выделяющий на эти цели более 40 млрд. лир (около 20 млн. долларов).
К сожалению, отсутствие на сегодняшний день реальных инженерно-конструкторских разработок наводит на мысль, что амбициозное решение г-жи Меландри открыть в Колизее театр менее чем через три года в конце концов может быть отложено. Не следует забывать, что, несмотря на многолетнюю деятельность реставраторов, Амфитеатр Флавиев все-таки остается "великим больным", эффективное "лечение" которого требует значительных затрат времени и средств. Правда, Государственная археологическая инспекция, обычно жесточайшим образом пресекающая любые поползновения на использование античных монументов, находится в ведении Министерства культуры, что должно по идее устранить многочисленные бюрократические проволочки. Кстати, именно эта служба совместно с тремя римскими университетами и немецким институтом археологии уже долгие годы осуществляет доскональный контроль за состоянием бесценного сооружения. Тем не менее в Италии есть немало скептиков, которые выражают сомнение в том, что Колизей сможет без ущерба вынести современные спектакли.
Чтобы окончательно развеять эти сомнения, в июле нынешнего года в Амфитеатре Флавиев был проведен своеобразный мини-фестиваль "Софокл-2000". Тогда силами Афинского национального театра и Иранского центра драматического искусства на спешно возведенной сцене Колизея были показаны три драмы великого драматурга - "Эдип-царь", "Антигона" и "Эдип в Колоне", а также музыкальное действо, посвященное Миллениуму. Инициатива имела огромный успех, каждый вечер в зале не было ни одного свободного места. Справедливости ради следует сказать, что по большей части зрителями этих вполне постмодернистских спектаклей стали представители местного политического бомонда да завсегдатаи светских тусовок Вечного города. Многие из них в буквальном смысле слова одурели, но не от мелькания исполнителей на утыканной белоснежными манекенами сцене, а от новогреческого языка, на котором играли актеры (синхронный перевод не был предусмотрен).
Так или иначе, но генеральная репетиция "Проекта Колизей" была признана удачной. Судя по всему, римлянам все-таки не дает покоя тот факт, что значительно менее известный амфитеатр в Вероне приобрел поистине мировую славу исключительно благодаря оперным спектаклям, идущим на сцене "Арена ди Верона". Однако дело здесь не столько в древнем антураже, сколько в высочайшем уровне исполнителей, которые принимают участие в "звездных" постановках веронского фестиваля. Кто же будет работать на новой сцене Колизея, пока никому не известно. Во всяком случае, в управлении культуры мэрии Рима корреспонденту "НГ" ясно дали понять, что всерьез говорить об афише нового театра пока еще рано. Очевидно лишь, что здесь пойдет сугубо классический репертуар, который будет согласовываться с Итальянским институтом античной драмы. В принципе, если привлечь к этому делу крупных мастеров, "Проект Колизей" действительно может обернуться триумфом. Как бы там ни было, но сам факт, что, спустя 1480 лет (в последний раз травля зверей состоялась на этой арене в 523 году), публика вновь начнет приходить в Амфитеатр Флавиев, заслуживает внимания. Когда-то поэт Марциал писал о нем: "Сооружения все перед цезарским амфитеатром/ Меркнут, и только его пусть величает молва". Возможно, молва о втором рождении Колизея действительно скоро пойдет по всему миру.
Рим