Режиссер Валерий Ахадов воплотил на сцене Уфимского русского драматического театра совместный с Магнитогорским театром драмы проект - чеховскую "Чайку". Спектакль будет играться в Уфе и Магнитогорске поочередно, заглавные роли играют уфимские актеры, а актеры второго плана в каждом городе - свои. Пьеса решена в жанре комических сцен из жизни отдыхающих дачников. Аркадина - дама, приятная во всех отношениях, изо всех сил силится показать, что в жизни все о'кей. Тригорин откровенно сибаритствует. Треплев - мальчишка, которого никто не воспринимает всерьез. Доктор Дорн прыгает в озеро (оно же - оркестровая яма), затянутое черной полиэтиленовой пленкой, и вытаскивает на берег живую рыбку. Прочие персонажи не прочь поиронизировать, кокетливо жестикулируя, принимая манерные позы и репризно подавая реплики из классической пьесы. Введен новый персонаж - француженка из Бордо, которая всех снимает на фотопленку, периодически интересуясь по-французски - спектакль это или подлинная жизнь. Лишь в последнем действии пародия окажется трагедией - постаревшая лет на 30 Нина Заречная (ее играет уже другая актриса, нежели в первых сценах) плачет над своей уничтоженной жизнью. Но поплачет, успокоится и поедет в свой Елец, вполне довольная жизнью. Но нет, не трагедия - просто женская истерика.
В Башкирском театре оперы и балета прошла премьера новой оперы Салавата Низамутдинова "Мементо". Либретто оперы, название которой отсылает нас к известной латинской пословице, посвящено трудной судьбе гениев - Сократа, Омара Хайяма, Микеланджело и Есенина. Герои мучаются, как простые люди, их никто не понимает, и слишком многое отвлекает от творчества. Оперу завершает грандиозная сцена распродажи, когда культурные ценности, созданные гениями, меняют собственников, причем финансовые операции контролируют не те, кто производил эти ценности. Здесь звучит музыкальное обращение к высшему существу с просьбой о физическом бессмертии для тех, кто создает культуру, кто жизнь свою без остатка кладет на алтарь искусства. Монументальная, патетическая опера готовилась к постановке два года. Большую роль в ее воплощении сыграл дирижер Башкирского театра оперы и балета Валерий Платонов.
Уфа