Так проходила читка пьесы Василия Сигарева "Пластилин" этим летом в Любимовке. Слева направо: режиссер Кирилл Серебренников, Александр Железцов, Екатерина Шагалова, Андрей Смола.
"Самое потрясающее в документальном театре? Есть тексты, которые ты не придумаешь никогда - даже если проживешь три жизни", - возможно, подобная мысль не слишком греет самолюбие драматического писателя, зато, как выясняется, публика к так называемому документальному театру относится неравнодушно. Поскольку театр не спешит "в гости" к живым драматургам, сами драматурги решили пойти навстречу дыханию современности. Итогом их встречи и должен стать проект "Документальный театр", который пройдет в Москве с 10 по 14 декабря.
"Документальный театр" представляет ассоциация "Новая пьеса", созданная недавно Эдуардом Бояковым, Еленой Греминой, Максимом Курочкиным, Владимиром Мирзоевым, Игорем Овчинниковым, то есть драматургами, театральными менеджерами, режиссерами для активной поддержки современной драматургии в России. "Документальный театр" - один из первых проектов, который проводит "Новая пьеса", вышедшая, как можно понять из знаменитых фестивалей современной драматургии в Любимовке и проходивших потом в Москве совместных с Британским советом семинаров (посвященных проблемам современной пьесы). Такого еще не видела Москва.
Девиз фестиваля "Документальный театр" - если позволено будет назвать это девизом: все, что вы увидите, случилось на самом деле.
Каждый день с 10 по 14 декабря в Доме-музее Станиславского (Онегинский зал), в Музыкальном театре юного актера, в театре "Школа современной пьесы" (сцена "Зимний сад") будут проходить читки и спектакли по новым пьесам. Читки, открытые для публики, будут проходить днем, вечером - спектакли и показы новых пьес (присутствие публики снова приветствуется).
Документальный театр - новый жанр
Документальный театр: пьеса о событиях, произошедших на самом деле? В Россию новый взгляд на театральную документалистику принес лондонский театр "Ройял Корт". Элиз Доджсон, режиссеры Стивен Долдри и Джеймс Макдональд вели в Москве с ноября 1999-го по апрель 2000-го творческие семинары. Они рассказали молодым русским авторам о технике "вербатим" - где "неигровой", "документальной" материей театра становится живая речь людей. Ее записывают (если требуется - в экспедициях в другие города и страны) и дальше - расшифровывают, монтируют; возможно - отдают вымышленным персонажам. Но всегда сохраняют дословно, не дописывают, не авторизуют.
Благодаря семинарам "Ройял Корт" первые документальные пьесы в новом жанре появились уже в начале 2000 года (в том числе - "Угольный бассейн" кемеровского театра "Ложа"). При поддержке Института "Открытое Общество" проект "Документальный театр" стал в этом сезоне центром поддержки любых документальных проектов - межрегиональных и московских. Уже появилось восемнадцать новых документальных проектов; на фестивале будут представлены те из них, по которым уже созданы спектакли; те же, над которыми работают режиссер и актеры и которые будут показаны как "работа-в-процессе". Тем временем в Тольятти, в Екатеринбурге, в Петербурге и в Москве начинаются новые проекты "Документального театра".
Документалистика позволяет говорить сегодня со сцены о том, о чем театр по тем или иным причинам молчит, но о чем умеют говорить другие искусства. "Документальный театр" покажет не-социальную, парадоксальную вещь Василия Сенина "Очищенный" - "вербатим"-пьесу о людях, потерявших память. Но в программе есть "Заглянем в лицо" Александра Железцова - о беженцах из Чечни. "Яма" Василия Сигарева - о СПИДе, приобретшем масштабы эпидемии в небольшом городе Верхняя Салда. "Олеся" Инги Оболдиной - о девочке-актрисе из интерната для сирот с нервными заболеваниями. Для создания пьесы "Цейтнот" драматург и режиссер собирали материал в госпиталях у раненых в Чечне солдат. Для создания пьесы "Месяц мертвого солнца" англичанин Оливер Реди и драматург Мария Кузьмина кочевали на Ямале с ненецкой семьей. Для создания пьесы "Тува - страна, которой нет" Илья Фальковский побывал в Туве и встречался там с шаманами, с председательницами колхоза и с работницами тюрем. В документальных пьесах своя производственная география. Авторы побывали там, где живут и говорят их герои. Эти места реальны, они существуют сегодня и останутся завтра; они не родились с началом спектакля и не кончились с уходом со сцены людей.
Темы пьес из фестивальной афиши - выбор драматургов. Другое дело, что одни выбирали стиль и технику "вербатим", известный нам по опыту британцев, с дословным использованием реальной речи; другие предлагают свое понимание документального жанра.
И еще одна особенность программы: весь документальный материал собран российскими авторами в этом году. Большинство - осенью этого года. Некоторая часть материала - уже в декабре, в дни перед фестивалем.
Британский совет продолжает поддерживать работу "Ройял Корт" в России. Сотрудничество с современной русской драматургией, начатое Сашей Дагдейл, теперь ведут Франческа Кэнти и Татьяна Осколкова. На декабрьский фестиваль приедут руководитель международных программ "Ройял Корт" Элиз Доджсон, Саша Дагдейл, режиссер Рамин Грей. При поддержке Британского совета мастерская новой пьесы "Бабы" (Челябинск) впервые в России поставила пьесу Ребекки Причард "Дворовая девчонка".
К.С. Станиславский опять принимает в гостях молодую драматургию! В Любимовке, его загородном имении, год за годом живет Фестиваль молодой драматургии. Теперь драматурги обрели временную крышу в Доме Станиславского в Леонтьевском переулке. Гете-институт дал поддержку документальному спектаклю "Цейтнот", который ставит молодой германский режиссер Георг Жено.
Под руководством Татьяны Спасоломской студенты и выпускники-сценографы создали инсталляции по темам документальных пьес фестивальной программы, и выставка их работ будет открыта в дни фестиваля: 10 декабря - в Онегинском зале, 11-13 декабря - в "Школе современной пьесы".
Программа
Завтра, после открытия, в Онегинском зале Дома-музея Станиславского в Леонтьевском переулке, в час дня можно будет увидеть и услышать Ингу Оболдину, которая вела театральную студию в интернате для детей с нервными заболеваниями. Она рассказывает о своей бывшей ученице. В 15.00 - пьеса Александра Железцова "Заглянем в лицо": санкт-петербургский драматург собирал материал в российских лагерях беженцев из Чечни.
Завтра вечером в Музыкальном театре юного актера выступит кемеровский театр "Ложа" со своим уже знаменитым в узких кругах спектаклем "Сначала геологи... (Угольный бассейн)". Свой опыт документального и импровизационного театра "Ложа" соединила с технологией драматургии "вербатим". "Сначала геологи┘" - о шахтерах города Березовский и о том, что такое шахта. В восемь часов начнется показ пьесы Марии Кузьминой "Месяц мертвого месяца": Кузьмина собрала документальный материал своей первой пьесы, кочуя с ненецкой семьей по тундре Ямала. Соавтор проекта - Оливер Реди (Великобритания).
В понедельник участники "переедут" в театр "Школа современной пьесы". В полдень откроет программу проект "Солдаты удачи": эта работа Максима Курочкина и Школы-студии МХАТ курса Дмитрия Брусникина и Романа Козака описывает солдат-наемников, их работу - легальную, на сегодняшних войнах, и нелегальную, в сегодняшней московской жизни. "Неизвестные в городе" - еще одна работа совместного семинара молодых драматургов и актерского курса Школы-студии МХАТ. Это пьеса о том, как сегодня не-москвичи становятся москвичами, и что в это время происходит у них в головах и в судьбах. В час дня будет показан спектакль 4-го курса РАТИ, мастерской Петра Фоменко, "Пьеса # 27" Алексея Слаповского, бессменного участника шорт-листов Букеровского марафона. В три часа - "Пророк" Родиона Белецкого из коллективного проекта "Иваново. Другое лицо", о котором недавно подробно писалось в "НГ". "Иваново. Другое лицо" сегодня - младший из проектов "Документального театра". Пьесу о городе пишут для Ивановского драматического театра семь молодых драматургов. События, которые стали документальной основой пьесы "Пророк", прошли всего лишь полмесяца назад.
Вечером будет показан спектакль "Цейтнот": молодой немецкий режиссер Георг Жено, молодой прозаик Екатерина Садур, молодые актеры ездили в госпитали реабилитации раненых солдат, беседовали там и с чеченцами, и с русскими, собирая документальный материал о воевавших в Чечне и об их близких. В девять вечера - "Очищенный" Василия Сенина, рассказывающего о людях, потерявших память.
Во вторник, 12-го, в "Школе современной пьесы" днем можно будет посмотреть показ Гарольда Стрелкова "Тува - любовь моя". После чего в час - новая пьеса Михаила Бартенева "Куба - любовь моя" из международного проекта "Истории школьного двора". Вечером - "Дворовая девчонка", спектакль Челябинской мастерской новой пьесы "Бабы", которая с большим успехом выступила в этом году в Любимовке. 27-летний английский драматург Ребекка Причард год работала в женской тюрьме, чтобы написать эту пьесу.
В среду там же в 19.00 будет показана документальная пьеса Василия Сигарева "Яма". И автору, и режиссеру - по 24 года. Это уральский драматург Василий Сигарев, получивший приз "Открытие Любимовки" и московский режиссер Екатерина Шагалова, автор театрально-клубного проекта "Правда о городе М". В девять вечера - "Погружение" Екатерины Нарши: в дни трагедии АПЛ "Курск" в Баренцевом море группа Екатерины Нарши ездила в Мурманск.
В ходе фестиваля пройдут диспуты: "Новый сюжет в новой реальности", "Слово и дело в современной пьесе", дискуссии по проблемам документального театра и обсуждения показанных работ. Руководитель международных программ лондонского театра "Ройял Корт" Элиз Доджсон выступит с сообщениями: "Театр "Ройял Корт" и "Документальный театр в Англии".