Они стучат, барабанят, топчутся, скрипят, хлопают в ладоши, гремят, звенят, шуршат и чмокают - и бог знает, какие еще звуки издают. Они играют на: половых щетках, метлах, совках для мусора, ведрах, баках, резиновых трубках, мойках для посуды, зажигалках, газетах, полиэтиленовых пакетах, пилах, спичечных коробках, крышках - и собственных зубах. Все это вместе звучит как симфонический оркестр, а диапазон верхних и нижних нот, как у очень хорошего оперного солиста, кажется, составляет не одну октаву.
...Мы живем в мире разнообразных предметов, поэтому стучать можно по чему угодно. При этом звук от железа, пластика и дерева будет разный, и различное звучание даст музыку. Всякий городской шум, а особенно сочетание шумов, рождает неповторимый ритм, чью поэзию мы просто не замечаем, но она тем не менее существует. Если правильно взглянуть на вещи - простая уборка мусора превращается в поэму экстаза. Из этой идеи исходят авторы шоу "Stomp", сумевшие создать из надоевших горожанам издержек урбанистической среды остроумнейшее представление. Его основной прием - превращение в ударные инструменты любого предмета, попадающегося под руку. Задник из жести, расписанной граффити, увешанной дорожными знаками, указателями и банками из-под краски, обозначает место действия. На протяжении часа с лишним зрители развлекаются, наблюдая, как разбитная банда разгребателей мусора постепенно превращается в команду виртуозных музыкантов. Публика периодически вовлекается в действие: ее приобщают к ритму через упражнения с хлопками в ладоши. Скорость хлопков задает один из артистов, и он же - в зависимости от результата - комически хватается за голову или поднимает вверх большой палец.
Все актеры - 8 человек, выходящих на сцену в рваных майках и заляпанных краской штанах, - обладают универсальной подготовкой: они стучат, как профессиональные ударники, двигаются, как танцовщики, лазают по стенам, как цирковые акробаты. Среди них есть "недоумок", есть "душа нараспашку", громила, хвастающийся мускулами, и "деловитые работяги" - из общего потока слегка выступают индивидуальности. При этом чеканный ритм не прекращается ни на секунду, а перекликающиеся синкопы рождают раскованное джазовое звучание.
Этот англо-американский спектакль был создан в 1991 году по замыслу и в режиссуре Люка Кресуэлла и Стива Мак-Николаса. Жанр представления давно определен как ритм-шум-шоу, созданное в результате комбинации игры на ударных, пантомимы, степа и брейка. С тех пор "Стомп" колесит по свету, всюду имея успех и получая массу наград, причем образы веселых уборщиков очень успешно применяются в рекламе. Премия Эдинбургского театрального фестиваля, премия Лоуренса Оливье, приз Каннского фестиваля и орден Британской империи "За внебродвейское шоу" - лишь малая часть наград. (При этом "внебродвейское шоу" 7 лет идет на Бродвее.) Киноверсии по мотивам шоу тоже отмечены: фильмы "Метлы" и "Стомп грохочет" получили призы на четырех фестивалях. В Лондоне выступления "топтальщиков" ("stomp" - топать) перекрывают рекорды по продаже билетов, установленные еще Фрэнком Синатрой. Солидные европейские газеты посвящают страницы "упоению грохотом и барабанной дробью", а критики восхищаются идеей, "разрушающей все языковые барьеры и культурные различия, призывающей всех, кто хоть раз в жизни, стоя в очереди, барабанил по чему-нибудь пальцами". Гастроли в Москве организованы Росинтерфестом на сцене Московского Дворца молодежи.
Участники "Стомпа" считают свою задачу выполненной, если зритель уходит с ощущением: "У меня появилась идея сделать то, чего я никогда не делал, и я сейчас возьму и попробую", когда "что-то внутри тебя говорит: вперед, встань, оторви зад от дивана и сделай это!" Так что если утром, при пробуждении, до вас донесется шум мусороуборщиков под окном, не спешите ругаться - прислушайтесь. А вдруг услышите музыку сфер?