0
1011
Газета Культура Интернет-версия

07.12.2000 00:00:00

Старая сказка о "новых"

Тэги: Золушка, фильм, кино


В переломном 1991 году с афиш перед кинотеатром "Октябрь" на Новом Арбате на Москву глядела Скарлетт О"Хара с лицом Вивьен Ли, а "Унесенные ветром" вот уже десять лет как были любимой книгой старшеклассниц еще бывшего СССР. Несколько лет спустя, пока Эшли из закрывающихся НИИ и котельных будут рефлектировать, пытаясь найти себя в так стремительно изменившемся мире, новые русские Скарлетт взвалят на свои хрупкие плечи бремя сегодняшней жизни. "Мне было интересно исследовать характер современной женщины в сегодняшней ситуации. Для того чтобы сделать успешную карьеру, нужно иметь здравый смысл и уметь считать, - сказал на пресс-конференции автор сценария Валентин Верных. - А советские женщины всегда обладали и здравым смыслом, и умели считать. Постсоветская женщина оказалась вполне готовой работать в жестких рыночных условиях".

"Это история Золушки конца 90-х, "Москва слезам не верит", только через 20 лет", - отозвалась о фильме Вера Глаголева, сыгравшая в нем главную роль. - В самом деле, Катя Тихомирова из фильма по сценарию того же Черныха отлично вписалась бы в новорусскую Москву, которая и слезам не верит, и "бьет с носка" - в собственном офисе, за рулем иномарки, в коридорах Госдумы, тогда как судьба супермужчины эпохи застоя, интеллигентного пролетария по имени Гоша весьма туманна и непредсказуема.

Героиня фильма, учительница математики Вера Кириллова, в одночасье согласно завещанию погибшего в автокатастрофе отца становится владелицей крупной судоходной компании - идущая от "Унесенных ветром" ситуация, типичная для американского сериала или женского бестселлера (вспомним Иден из "Санта-Барбары" или Мэкси, героиню книги из сериала "Я покорю Манхэттен").

Дочь, заменившая отца у руля, общее собрание фирмы, скрытая или явная враждебность персонала...

Естественно, она не может узнать в очень "яппистом" новорусском по прозвищу Будильник нескладного мальчишку из соседнего класса, вздыхавшего по ней все школьные годы. Брошенный женой отец-одиночка (Максим Суханов) рассказывает эту историю своему сынишке в третьем лице, почти как герой Меньшикова в "Утомленных солнцем", о том, как бедный и хилый Джон, влюбленный в дочь шерифа Мэри, накачал мускулы, стал селф-мейд-меном и замом шерифа.

Симпатии, возникшей между селф-мейд-меном и новоиспеченной бизнесвумен, мешает угроза, нависшая над фирмой. Вера бросает вызов врагу ее отца, "крупному понтерщику" по кличке Шах, воротиле криминального бизнеса. На помощь Вере спешит старая гвардия - адмирал и дядя - бывший честный партийный функционер. Однако вся ответственность ложится на хрупкие плечи Веры. И, разумеется, неизбежный хеппи-энд. И история любви, рассказанная языком советского кинематографа, - без единой постельной сцены. "Я - советский режиссер", - заявил Валерий Ахадов в Сочи, на Кинотавре. Фильм продолжает традицию "меньшовского" народного кино. "Что ты, Саша, - скажет Вера любимому, - какой Джон, какая Мэри". И финал, за который американские феминистки забросали бы авторов фильма тухлыми яйцами за "мужской шовинизм". В отличие от Скарлетт, которая знает мужчин, приходит и уходит, Вера навсегда выбирает любовь. Уладив все дела фирмы, она уступает пост президента компании Саше Будильнику, а сама возвращается в родную школу.

Объединенными усилиями сценариста, режиссера и актерской группы получилось и в самом деле хорошее "народное кино", где некоторые условности и натяжки легко прощаются - сказка есть сказка. Совершенно неожиданным предстал Максим Суханов, хоть и в том же своем новорусском амплуа - "яппи", "интеллигентный, надежный, умеющий любить глубоко и преданно" (как сказал сам артист о своем герое).

Главная роль написана для Глаголевой, и это очередная ее новорусская роль. Именно она стала киносимволом женского "светлого пути" в постсоветской России. У Золушки Страны Советов были пергидрольные локоны и белозубая улыбка Любови Орловой; символом по-хорошему "новой России" стали подростковый шарм и выбеленная челка Веры Глаголевой. И это внушает надежду, что когда-нибудь в этой стране действительно "все будет хорошо". "Ведь именно они (женщины), - по словам режиссера картины, - правят миром".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1247
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
792
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
556
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
792

Другие новости