НЕ КАЖДЫЙ артист может похвастаться столь цветистой биографией, какой обладает голландец британского происхождения, выросший в Африке - Пол Селвин Нортон. Это теперь, в свои 36, он - известный в Нидерландах и других странах танцовщик и хореограф. А еще сравнительно недавно Нортон представить не мог, что ради танцев бросит любимую медицину, которую он изучал в колледже, готовясь стать врачом-иммунологом. Спортсмен на досуге и страстный любитель брейка просто приехал в Амстердам отдохнуть перед поступлением в ординатуру. Его природный талант случайно заметил профессиональный хореограф, когда Нортон увлеченно отплясывал в одной из городских дискотек. Юноша тут же получил приглашение на работу в данс-труппу, а через несколько лет попробовал силы и как постановщик. С тех пор Нортон успел сделать 15 спектаклей, потанцевать в труппах Аманды Миллер и Уильяма Форсайта, получить звание "хореографа года" - и на себе самом изучать возможности человеческого тела в экстремальных ситуациях. Он танцует и ставит, успевая при этом профессионально заниматься подводным плаванием, прыгать с парашютом и погружаться в дебри йоги. Пола Селвина приглашают даже в далекую Австралию, где хореограф недавно не только поставил женский танцдуэт, но и сделал оригинальную пластику в видеорекламе: по ходу сюжета танцующие люди изображали столкновение автомобилей. Кстати, врачебное прошлое, т.е. профессиональное знание анатомии и физиологии человека, очень помогает Нортону в работе над танцами.
Обо всем этом московским журналистам поведал сам Пол Селвин Нортон. Он приехал в Москву, чтобы подписать контракт на постановку с труппой Русский камерный балет "Москва". Российские артисты познакомились с техникой хореографа во время его мастер-класса, который проходил в рамках прошлогоднего фестиваля "Золотая маска". Идеи Нортона настолько понравились танцовщикам Русского камерного балета, что они сами попросили гостя что-то поставить для их труппы. Весной в Москве состоится премьера балета "Роуг Тул". Спектакль, считающийся "классикой" Пола Селвина, впервые был сделан по заказу израильской труппы "Батшева" в 1997 году и уже дважды воспроизведен в других труппах. Что касается российских танцовщиков, то они вдохновляют хореографа своей открытостью новому и творческим голодом к неизведанному в искусстве, хотя наши постановки в области современного танца, по мнению Нортона, еще не дают этому танцу международного "права голоса".
Для видеопоказа московским критикам, пока еще мало знающим творчество хореографа, он выбрал спектакль, премьера которого всего две недели назад прошла в Нидерландах. Это, как выразился постановщик, "па-де-де для двух мужчин" под названием "Доверие", в котором перемешаны заранее отрепетированный танец и пластическая импровизация. По ходу постановки задействованы азбука Брайля для слепых, радиотекст о карточных играх, некая машина, периодически ломающаяся, обращения артистов к залу в микрофон - и надежда на сообразительность публики, от реакции которой, как и от ритма работы упомянутой машины, во многом зависит сиюминутное развитие действия. При этом музыка к спектаклю и тексты создавались совершенно отдельно от хореографии, точнее, вслед за ней. Такой метод работы кажется постановщику необходимым для создания атмосферы перманентного творческого созидания на сцене. Как думает Нортон, эта атмосфера, равно как и декларируемый им принцип всеобщего соотнесения и взаимопроявления вещей и явлений - наиболее адекватны человеческой природе.