0
956
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2000 00:00:00

Кладбищенский дух нового кино

Тэги: кино, сорокин, зельдович


ФИЛЬМ Александра Зельдовича "Москва", поставленный по сценарию Владимира Сорокина, ждали долго и терпеливо. Никто и не мог предположить, что так же долго и терпеливо придется его смотреть. Длинный, вялый, выморочный, он производит тягостное впечатление, вызывает скуку и раздражение. Скрупулезное внимание к вещам, деталям, застывшим лицам, фигурам, медлительность движений, неторопливость слов, взглядов героев - вся эта избыточная метафоричность выглядит скорее претенциозной, чем художественно оправданной. По-видимому, картина давалась нелегко: все время что-то не ладилось, с трудом находилось. В конце концов задуманное все же обрело форму, но при этом тяжкие усилия авторов так и кричат с экрана, оставляя ощущение, будто над картиной трудились каменотесы.

Опустошенно-оцепеневшая, никчемная, абсурдная атмосфера Москвы 90-х показана точно в такой же эмоциональной манере, что не вызывает никаких чувств, кроме отвращения. Появись "Москва" пораньше, она смотрелась бы иначе. Сегодня фильм выглядит каким-то старомодным, архаичным - со всей его навязчивой знаковостью, пустыми диалогами, "новорусским" сюжетом. Современная версия "Трех сестер", на которой настаивают авторы, утратила смысл, превратившись в набор невыносимых банальностей, граничащих с пошлостью. Не обремененные рефлексией квазичеховские персонажи похожи на мертвецов или роботов. Они неспешно перемещаются в неуютном, холодно-тоскливом пространстве, будто двигаются по кругу. Время от времени три чеховские сестры (точнее, мать и две дочери, роли которых исполняют Наталья Коляканова, Ингеборга Дапкунайте и Татьяна Друбич) пытаются выяснять отношения, коротко огрызаясь друг на друга. Иногда совокупляются с общим любовником в самых неподходящих местах. Заподозрить их в каком-либо прошлом, в сложном жизненном пути решительно нет оснований. Видимо, приехав "в Москву" и изрядно помыкавшись, они худо-бедно обжились, на волне перемен стали хозяйками ночного клуба. Отсутствие судьбы - тоже судьба? Вряд ли.

Более или менее живыми получились в фильме представители мужской половины. Уставшего от жизни врача (Виктор Гвоздицкий) до поры до времени - пока он не решится покончить с собой, бросившись с трамплина на Воробьевых горах, - удерживает на плаву давняя любовь, плодом которой стала одна из сестер - "психическая" Ольга (Татьяна Друбич), выступающая на сцене с культовыми советскими песнями. Бизнесмена-мецената (Александр Балуев), обманутого приятелем и получившего пулю в затылок, ничего на этом свете не радует, кроме обожаемого им балета. Третьему персонажу (Станислав Павлов), который умыкнул у бизнесмена чемоданчик с долларами, повезло больше: разбогатев, он женится на двух сестрах одновременно.

Любопытно, что, посмотрев "Москву", сам Владимир Сорокин признался в одном из интервью: "Я обнаружил в фильме некий кладбищенский дух". В этих словах автора сценария определенно звучит высокая оценка картины. Учитывая его общеизвестные "некрофильские" пристрастия, это более чем закономерно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
923
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
958
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
426
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
606

Другие новости