В Москве проходит очередной, уже 34-й по счету, Фестиваль японского кино, организованный посольством Японии в России, Японским фондом и компанией Cosmopol Film Distribution. С 29 ноября по 5 декабря москвичи смогут посмотреть 7 художественных и один документальный фильмы, а также ретроспективу работ Осаму Тэдзука - признанного во всем мире классика японской мультипликации. Открытие фестиваля прошло 28 ноября в кинотеатре "Ударник". Выступивший на церемонии открытия господин Минору Тамба, Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России, напомнил присутствовавшим, что фестиваль продолжает старую добрую традицию российско-японских культурных связей, и выразил надежду, что знакомство российского зрителя с новыми японскими фильмами позволит двум странам стать еще ближе.
Фестиваль открылся картиной известного режиссера Синобу Ягути "Адреналиновая гонка". Ироничный и трогательный фильм повествует о необыкновенных и опасных приключениях, выпавших на долю двух молодых людей - робкого клерка Сатору Сидзуки и упорной труженицы, медсестры Сидзуко Сато. История о грозных гангстерах, "грязных" деньгах, погонях и взрывах, как и полагается подобным сюжетам, разворачивается динамично и увлекательно; в фильме нет почти ни одной приметы "японской экзотики": дома, одежда, индустриальные пейзажи - все это как будто свое, привычное, европейское. И все же┘ Западная цивилизация, проникшая в Японию после революции Мейдзи и блистательно усвоенная методичными японцами, еще контрастнее оттенила то, что со времен Идзанами и Идзанаги - божеств-родоначальников нации - всегда составляло самую суть, тайну и прелесть японского уклада жизни.
Самодур-босс, по вине которого автомобиль Сатору сталкивается с "Ягуаром" якудза Куроивы, сам того не ведая, преподносит своему подчиненному счастливый билет - пропуск в яркую и свободную жизнь. Забитый, покорный, вечно оправдывающийся Сатору чудом остается жив после взрыва в логове якудза, куда затащил его Куроива. Все (или почти все) бандиты погибли, но зато уцелели их денежки, громадная сумма в 200 миллионов йен. Жизнь Сатору и подоспевшей к нему на помощь из соседней больницы Сидзуко чудесно преображается. Застенчивая медсестра превращается в находчивую авантюристку, чьей решительности с лихвой хватит и на нее саму, и на ее спутника.
Герои совершают самые отчаянные поступки, и никакие угрозы не заставят их выпустить из рук даром доставшееся богатство. Но, что удивительно, в суперменов они вовсе не превращаются, хотя, казалось бы, поводов к тому предостаточно. Вот Сидзуко несется, так что пятки сверкают, вслед за автобусом, увозящим мошенника, отобравшего у нее драгоценный рюкзак с деньгами, и все-таки настигает негодяя. А вот Сатору угоняет машину прямо из-под носа у охотящейся за ним шпаны. Но кадр спустя перед нами снова - совсем юные существа, как дети, радующиеся шикарному номеру люкс, нарядной одежде, вкусной еде. Они похожи на парочку очаровательных куколок, словно созданных для весеннего Праздника кукол, - грациозно семенящая девушка, скромный юноша┘ Фокус смещается; за внешней событийной канвой проглядывают традиции, дух бусидо, гири (долг) и ниндзл (человечность).
Приличия прежде всего - почтение к старшим, вежливая улыбка, этикетные поклоны, сдержанность в поведении. Психологизма в европейском понимании этого слова мало - реплики героев просты и скорее призваны сопровождать действие, нежели обнаруживать душевные извивы. Любовная линия едва обозначена парой жестов, почти незаметными деталями. Реакции четкие, без малейшей рефлексии - догнав вора, Сидзуко обнаруживает, что тому стало плохо с сердцем, и тут же оказывает ему первую помощь. Долг медсестры превыше всего. Сатору дважды спасает от неминуемой смерти своего врага Куроиву - человечность выше соображений личной выгоды. И даже якудза Куроива знает, что такое благодарность, - возвращается, как и обещал, к старшей медсестре, отпустившей его под честное слово из больницы. Внакладе остаются лишь те, кому неведомы моральные устои - начальник Сатору, пренебрегший своим долгом по отношению к нижестоящему, да мелкая шпана, попытавшаяся обмануть своего покровителя-якудза.
Об этом главном - рассказ режиссера Синобу Ягути. Фильм - череда бесхитростных сценок, изящных, полных юмора. Заполучив чемодан с "грязными" (в буквальном смысле слова - они в крови) деньгами, Сатору и Сидзуко "отмывают" их┘ в нескольких стиральных машинах. Решивший распрощаться с прежней работой Сатору репетирует разговор с шефом, трепеща и заикаясь; а уже в отеле таким же образом готовится к объяснению в любви Сидзуко. Куроива, прикованный к больничной койке и на время утративший самурайскую удаль, переругивается со старшей медсестрой и клянчит у нее сигаретку. Авантюрная линия, противостояние положительных героев отрицательным, захватывающая интрига и всевозможные "американизмы" отходят на второй план, уступая место лирической комедии. А комедия оборачивается сказкой - герои всех перехитрили, поженились, сели в роскошный автомобиль и укатили навстречу мечте.