0
809
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2000 00:00:00

Об ангелах и о свете

Тэги: театр, Папа Риский


- УЛИЧНЫЕ театры Европы демонстрируют удивительное разнообразие. Как бы вы сами определили специфику, своеобразие "Studio Festi"?

- В уличном европейском театре существует три школы: испанская, французская и северная (последняя - во главе с датским "Один-театром"). Испанская школа - это хаос, праздник, народное празднество. Эксперименты Эуженио Барбы в Дании - это уже попытка установить связь между ритуалом и театром, антропология.

В Италии не существует современной традиции уличного театра, но мы, разумеется, богаты традицией народных городских и сельских праздников. Горожане становятся на момент уличного шествия актерами, а площадь - сценой. Многие города до сих пор обладают собственной театральной машинерией, богатыми коллекциями костюмов. В свое время в итальянских народных праздниках участвовали даже ведущие художники Возрождения, выступавшие в роли театральных художников. Достаточно одного имени - Леонардо да Винчи когда-то участвовал в организации миланского уличного шествия.

Еще до недавнего времени в стране не чувствовалось никакой необходимости в профессиональном уличном театре. Жизнь народа сама по себе являлась зрелищем. Но мы замечаем, как в течение последних нескольких лет эта традиция угасает, праздники, которые были когда-то роскошными, вырождаются в этнографию. Наша задача заключается в том, чтобы помочь итальянской традиции подняться на ту былую высоту. Мы задались целью снова превратить городскую площадь в сцену, на которой было бы место чуду.

Также важно отметить, что "Studio Festi" не возит спектакли из города в город. Мы готовим спектакль только на данном месте, по единственному поводу и для "случившейся" в это время и на этом месте публики. Спектакль кончается там, где кончается праздник.

- Для чего было необходимо возвращать ритуал в современное общество?

- Человеку свойственно искать себя в единении с другими и осознавать себя как сообщество. Если нет узнаваемых, повторяемых моментов (а таковыми, несомненно, являются праздники), то сообщество теряется, не осознает себя как таковое.

- Драматический театр не способен соответствовать этой функции?

- Традиционный театр существует для высших слоев общества. Публика в нем - отобранная, это - маленькая часть всего общества. Заставить людей объединиться можно только через красоту. В Средневековье на площади собирались, чтобы посмотреть на казнь, но сейчас людям не стоит показывать безобразное, они нуждаются в красоте.

- Что вы предполагаете показать в Москве?

- В Москве мы покажем первую частью трилогии "Об ангелах и о свете", которая была придумана к празднованию двухтысячного года, объявленного Папой Римским годом "Юбилея". Тема "Юбилея" - это примирение всех религий, которые имеют одного единственного Бога, но по-разному Его объясняют, что и приводит к религиозным конфликтам. Нас попросили показать спектакль на площади Святого Петра в Риме. Для нас важно, что Католическая Церковь идет навстречу другим конфессиям, примиряется с ними, вот почему мы решили показать спектакль об ангелах и в других святых местах: в Иерусалиме и в Мекке. На Рождество мы должны были играть в Вифлееме, но ничего не вышло - политическая ситуация не позволяет нам осуществить замысел. Зато мы возим этот спектакль в другие города, которые нас об этом попросили. С самого начала он был задуман как "выездной".

- Как Папа Римский оценил ваш спектакль?

- Плакал.

- Он что-то сказал вам после спектакля?

- В день показа на главной римской площади открывался отреставрированный собор Святого Петра. И Папа говорил о том, что в спектакле произошло символическое единение сакрального действа с величием искусства во всем его блеске. Фасад собора, долгое время скрывавшийся за "лесами", открывался непосредственно во время нашего спектакля, под наше освещение и музыку.

- Вы сказали, что представление "Об ангелах и о свете" - это первая часть трилогии. Чему посвящена вся трилогия?

- Первый спектакль - о посредничестве между ангелами и небом. Каждый ангел рассказывает, как он получил от Бога определенное задание и почему ему не удалось выполнить эту миссию, как люди противились замыслу. Второй спектакль - "Падение ангелов" - рассказывает о Люцифере, и не столько о его желании стать богом, сколько о желании понять Господа. Третий рассказ - "Последний ангел" - об изгнании человека из рая. Дело человека - обрести его снова. Последний ангел - тот, кто стоит на страже, но он не стражник, а хранитель. Земной рай существует, об этом говорят нам ангелы, и поэтому это оптимистическое зрелище.

Рай есть на земле, и ангелы, живущие в нем, - хранители мировой гармонии. Человек может быть счастлив здесь и сейчас. Вот смысл всей нашей трилогии.

- Где в Москве будет идти ваш спектакль?

- Фоном для спектакля мы выбрали вход на Красную площадь - Троицкие ворота. Это символическое место, не меньше, чем площадь Святого Петра. Сделать в этом пространстве спектакль - задача сложная, ведь ангелы должны полететь над Красной площадью, чья история, по крайней мере для нас, слишком символична.

- Что вы имеете в виду?

- Ставя спектакль на Красной площади, мы не можем игнорировать тот факт, что на протяжении нескольких десятилетий она была символом утопии. Утопии, которая рассыпалась. Двери рая, казалось бы, закрылись, но... В этом смысле мы хотим подчеркнуть, что наш спектакль нельзя назвать религиозным. В центре наших размышлений не Бог, но человек и его связь с вечностью.

- Опишите хотя бы некоторые сцены спектакля, которые вы хотите воспроизвести у Троицких ворот?

- Ангелы будут летать по воздуху на высоте от 15 до 30 метров, все они - женщины: Ангелы Тайны, Пения, Благой Вести и Последний Ангел. Единственного ангела - Ангела Слова - будет представлять мужчина, потому что слово - это всегда мужское начало. Слово опасно, поэтому Ангел Слова - у нас это огненный ангел, в прямом и переносном смысле слова.

- Актрисам не страшно выступать на такой высоте?

- Ангелы будут летать на воздушных шарах. Все они - профессиональные акробатки. К тому же работает тройная система страховки для актеров. Если что-то ломается, то срабатывает следующая система безопасности.

- Вы не боитесь нашей неподготовленной к таким акциям публики?

- Мы всегда боимся инцидентов, которые обычно возникают там, где собираются толпы. И существует целая наука управления толпой. В Палермо мы играли для 1 миллиона 200 тысяч человек, в Японии за три дня наш спектакль посмотрели 6 миллионов. И там, и там все было заранее рассчитано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1475
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
925
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
662
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
915

Другие новости