Из массы интересных событий в области танца и балета, происходящих в северной стране-соседке Финляндии, российским специалистам известны главным образом два: это международный фестиваль современного танца в Куопио и Международный конкурс артистов балета в Хельсинки. Но в этом году Финляндия особо богата культурными событиями: в рамках проекта по встрече нового тысячелетия Хельсинки объявлен одной из восьми культурных столиц Европы-2000. По этому случаю театральных, живописных, научных, "киношных" и прочих мероприятий в городе не счесть. Впечатляет уже знакомство со списком в области танца и балета. Фестиваль "Шаг в сторону" - рабочие мастерские, семинары, представления и дискуссии по современному европейскому танцу. Национальный смотр для Танцевальной Арены в Баньоле (этот французский город принимает у себя ежегодный международный конкурс хореографов). "Балетная опера" Бальдур, спектакль, поставленный по преданиям времен викингов силами артистов нескольких северных стран. И совсем недавнее событие - современные танцы из остальных семи культурных столиц Европы-2000 и из стран Средиземноморья под названием "Trans Danse Europe".
В городе есть организация, курирующая проекты такого рода. Это Информационный центр танца, который существует с 1980 года, издает журнал, посвященный танцу в Финляндии и пропагандирующий творчество национальных хореографов. О своем современном танце финны пишут, что его эстетика испытывает влияние японского буто и американской контактной импровизации, но в то же время вытекает из "функциональной строгости финских дизайна и архитектуры" и поэтому "сильно акцентирует физическое начало". (Интересная подробность: в число обязанностей Центра входит и поддержка танцовщиков в конце профессиональной карьеры, когда им нужно помочь с безболезненным переходом к новой профессии.)
Заслуживает восхищения государственная система поддержки хореографии: на танец приходится примерно один процент госдотаций на искусство, но этот процент составляет 10 млн. финских марок. С 1983 года существует Национальный совет по танцу, который выдает средства уже существующим танцевальным труппам, поддерживает начинающих постановщиков, финансирует учебу за границей и распределяет не облагаемые налогами гранты среди отдельных артистов. Финская национальная опера, чей годовой бюджет составляет около 50 млн. марок, не так давно получила новое здание, переехав туда из дореволюционного здания русского Александровского театра. После новоселья национальный балет отмечал свое 75-летие: первой премьерой в 1922 году стало "Лебединое озеро", и тогда же была создана первая в стране балетная школа. Финский балет много лет ориентировался на русские традиции, прежде всего на особенности петербургской школы классического танца и "повествовательные" сказочные спектакли. Лишь в 90-е годы произошел поворот: нынешний руководитель театра Йорма Уотинен делает заявления о намерении "окончательно порвать" с устаревшими традициями русского балета и обращает взор на Францию с ее изысканной профессиональной чистотой исполнительской манеры.
Ныне репертуар балетной труппы из 85 человек включает "Евгения Онегина" от Джона Кранко, "Спящую красавицу" в редакции Нуреева, вечер современных балетов Уотинена, спектакль в постановке французского хореографа Жозе Монтальво. Классическую "Жизель" была приглашена ставить знаменитая французская балерина-виртуозка Сильви Гиллем. С недавнего времени в главной мужской партии этого балета занят наш соотечественник, бывший солист Мариинского театра Станислав Беляевский. Авангардный Уотинен, у которого вскоре заканчивается контракт с театром, в декабре представляет еще один спектакль: "Ballet Fireworks". Среди последних премьер - "Ромео и Джульетта" в постановке испанского хореографа Мариелены Фонтура. И "Сон в летнюю ночь", который удалось посмотреть в холодный зимний вечер.
Автор балета, швейцарец Хайнц Шперли, руководил труппами в Дюссельдорфе, Базеле и Цюрихе. Как приглашенного хореографа его знают в парижской и венской операх, миланском "Ла Скала", Штутгартском, Стокгольмском и Китайском национальных балетах. Шперли, автор 120 спектаклей, сделал танцверсию комедии Шекспира еще в 1976 году.
Идея постановки очевидна с первого мгновения, когда поднимается занавес и зрители видят сценографию Ханса Шаверноха: огромное поворачивающееся зеркало, в котором отражается не только зал театра, но и вторая половина сцены. В спектакле, как и на этой сцене, перед и за этим зеркалом, все удваивается, многократно отражается, дробится и собирается вновь. Жизнь людей опрокидывается в параллельный мир фей и эльфов, дневной реальный мир - в область волшебной ночной сказки, отношения внутри балетной трупы - в фабулу и сюжет шекспировской пьесы, классический танец главных героев - в житейскую пантомиму Пигвы, Миляги, Основы, Дудки, Рыла и Заморыша. История, которую рассказывают, возникает из абстрактной турбулентности танца и в нее же возвращается в финале, когда музыку Мендельсона сменяет минимализм Скрипичного концерта Филиппа Гласса. Там, где только что выясняли отношения литературные герои, теперь правят бал изломанные дуэтные поддержки и подточенные кривизной прямые линии арабесков. И лишь Пэк - связующее звено в цепи разнородных миров - не лишается изначального облика, не меняет одеяний театрального эльфа на деловитые балетные трико. Он ловко карабкается по вертикальным конструкциям, подглядывая из прекрасной дали за чужой жизнью.
Интернациональный состав балетной труппы проявился в составе исполнителей: Титанию танцевала аргентинка Каролина Агуэро, Оберона - Станислав Беляевский, героем-любовником Деметрием предстал финн Яаакко Эерола, Асла Яэскелайне дурачился в образе эльфа Пэка, поляк Адам Козал (Лизандр) составил дуэт с Мирой Оллила (Гермия), а Салла Суоминен была Еленой. В спектакле участвует группа драматических актеров, с шекспировским текстом разыгрывающих бурлескную постановку интермедии "Пирам и Фисба". Ткач Основа (Том Петайя) не только выразительно смешон в моменты "репетиций" шекспировского кружка самодеятельности, но и пластичен в сценах, где он превращается в осла и, требуя воображаемого сена, танцует с влюбленной Титанией. Профессиональный уровень труппы достаточен для столь сложной постановки, хотя еще не выходит на "превосходную степень" качества. Зато степень отдачи танцовщиков на сцене - пример для подражания.
Хельсинки-Москва