В советские времена сотрудники Русского музея с затаенной горечью шутили: "Наш музей - это промежуточная станция для туристических групп между Пассажем и Эрмитажем". И 12 лет назад на полном серьезе обсуждался вопрос: а не закрыть ли Русский музей? Нет, не совсем, а на капитальный ремонт, которого в Михайловском дворце давным-давно не было. Но все знают, сколько длятся капитальные ремонты в нашей стране... Спасением стал приближающийся столетний юбилей музея - в программу подготовки к празднованию включили и комплексный ремонт Михайловского дворца, не закрывая его для посетителей.
В дореволюционной России большинство музеев создавалось на средства купцов и промышленников. Потом традиция прервалась, и музеи существовали лишь на государственные средства - на то, что оставалось у правительства страны после решения более актуальных задач вроде помощи братским странам и партиям. Теперь меценатство начинает возрождаться. Конечно, идет этот процесс очень медленно.
- На Западе русское искусство, считайте, и не знают, - рассказывает директор музея Владимир Гусев. - Так, джентльменский набор: Кандинский, Малевич, Татлин, Шагал. Так что на спонсорскую помощь оттуда нам рассчитывать не приходится. Деньги на Айвазовского, Брюллова, Репина надо искать здесь. И хорошо, что благотворители находятся.
Однако международные связи постепенно восстанавливаются. Живет во Франции наследница знаменитого рода Строгановых Элен Люденгаузен-Строганова, человек хотя и не богатый, но достаточно известный: она работает у Ива Сен-Лорана. Элен создала Строгановский фонд, и сейчас эта организация занята конкретной финансовой помощью Русскому музею в ремонте Строгановского дворца, который должен стать частью единого музейного комплекса.
Но привлечение средств благотворителей - лишь одна из составных частей программы "Возрождение", рассчитанной на десять лет и принятой на выездном заседании коллегии Министерства культуры РФ и правительства Санкт-Петербурга как естественное продолжение празднования столетия Русского музея. Главная же цель программы - представление посетителям гигантской коллекции, по большей части сейчас хранящейся в запасниках. Уже сейчас вместо былых 15 выставок в год можно делать 60. Город передал Русскому музею еще три помещения: Мраморный и Строгановский дворцы, Инженерный замок, а также Михайловский сад. Осталось все освоить. Михайловский сад, к примеру, станет садом русской скульптуры. В только что полученных кордегардиях Инженерного замка будет открыт центр детского творчества и павильон "Виртуальные миры. Новейшие технологии". В Мраморном дворце активно проводятся выставки современного российского и зарубежного искусства... Главное - до 300-летия города закончить создание уникального музейного комплекса.
Конечно, все это требует серьезных капиталовложений. На спонсорские средства дворцы все равно не отремонтируешь. И вообще такие крупные музеи, как Эрмитаж, Русский, Третьяковка, без помощи государства выжить не могут. И в этом году, по словам Владимира Гусева, музей получил наконец стопроцентное финансирование из федерального бюджета. Но можно повести дело так, чтобы в придачу к государственным деньгам музей и сам мог кое-что зарабатывать.
- Крупные зарубежные музеи от трети до половины необходимых средств способны добывать сами, - говорит Владимир Гусев. - Наши тоже так могут. Надо только побороть иждивенческие настроения.
К примеру, лет десять назад в Русском музее трудно было купить хороший набор открыток. А теперь - пожалуйста: открытки, альбомы, сувениры, игрушки, книги. Здесь можно поесть, отдохнуть, - словом, провести целый день. Один из девизов новой программы: "На 1 рубль, полученный от входной платы, заработать 9 рублей".
Замечательно, что в последнее время опять стало расти число посетителей - особенно детей. Конечно, сейчас, при обилии пошлости и дешевого ремесленничества, часто выдаваемого СМИ за образцы искусства, музейным работникам приходится нелегко. Но дети - благодарная аудитория, как они смотрят и слушают! А значит, у нашего общества есть будущее...