ДЛЯ РОССИЙСКОГО национального оркестра приезд Майкла Тилсона Томаса означает некий прорыв в мировое сообщество - несмотря на то что в программах коллектива в верхней строчке постоянно присутствуют иностранные имена, дирижера такого класса не было давно (со времен Кента Нагано). Тилсон Томас известен во всем мире как выдающийся интерпретатор современной музыки, сумевший из одаренного вундеркинда (он дебютировал за дирижерским пультом в девятнадцать лет) стать профессионалом высшей пробы. На данный момент он является главным дирижером и художественным руководителем двух коллективов - симфонического оркестра Сан-Франциско и молодежного оркестра New World Symphony. Славится он и тем, что не любит разовых выступлений с оркестрами, предпочитая стандартной схеме "днем репетиция - вечером концерт" тщательную и подробную работу. Тем не менее Томас согласился на один концерт с РНО в Москве.
Один из любимых композиторов Тилсона Томаса - Стравинский, с которым ему довелось на протяжении нескольких лет работать, посему соблазн сыграть произведения русского композитора с русским оркестром заставил поступиться Тилсона Томаса своими принципами. Для своего московского дебюта дирижер выбрал два балета - "Весна священная" и "Аполлон Мусагет", а также "Симфонию в трех движениях", сочиненную в год окончания Второй мировой войны. На пресс-конференции он рассказывал и показывал журналистам, как работал с оркестром великий композитор, - несмотря на убеленную сединами шевелюру, Тилсон Томас напоминал ребенка, восторгающегося волшебством гения. На рабочем месте, за дирижерским пультом, он так же раскрепощен, как и в реальной жизни, и при этом предельно собран. Его движения графически точны, нет ни одного лишнего жеста, и даже когда он подпрыгивает от темперамента в кульминациях, нет ни малейшего сомнения, что они необходимы. Музыканты РНО, воспринимающие далеко не каждого дирижера, Тилсона Томаса понимают с полуслова и почти не допускают промахов - над оркестром давно не было столь уверенной и жесткой руки, и за пару репетиций американскому маэстро удалось добиться от оркестрантов нужного качества.
После того как заканчивается техническая работа, начинается интерпретация. Трактовка опусов Стравинского Тилсоном Томасом - такая же ясная, по-американски доступная и однозначная, как его техника. "Аполлон Мусагет", открывший вечер, для дирижера остается истинно балетной музыкой - красивой, изящной, в меру изысканной, но все равно прикладной. Во всяком случае, он вышел несколько декоративным, как иллюстрация к самому себе - великолепного качества, но все же отличающаяся от оригинала. В прихотливых сочетаниях струнных (а "Мусагет" написан для камерного состава) ему не достает куража и динамики. В "Симфонии в трех движениях", где отчетливо слышна военная поступь и знаменитые ритмы Стравинского обретают предельно заостренное звучание, приоритет оставался за эпизодами быстрыми и громкими, поражавшими своей необычайной силой.
Кульминацией вечера стала, естественно, "Весна священная", чей огненный темперамент маэстро превратил едва ли не в оргию. Оркестр зашкаливало от собственных звуковых потоков, медные духовые и ударные были великолепны как никогда, хотя сверхбыстрая смена балетных сцен напоминала видеоклип - кадры, сменяющие друг друга с неумолимой скоростью и не дающие возможности насладиться и прочувствовать прелесть каждого из них. Такого "Стравинского по-американски" никогда нельзя будет упрекнуть в некондиционности и излишнем интеллектуализме; однако столь мощный выброс адреналина московская публика запомнит надолго.