В МОСКВЕ в 1996 году состоялся видеосеминар "Балет и танец в современной Германии": показывались фильмы по истории немецкого танца в XX веке, шел разговор о главных направлениях танца в 90-е годы. Тогда статья в "НГ" называлась "Сага о Форсайте" - в честь одного из лучших хореографов мира, работающего во Франкфурте, Уильяма Форсайта. Теперь Немецкий культурный центр (Гете-институт) еще раз организовал подобное мероприятие, и, как и в прошлый раз, его проводила Хайдемари Хертель - основатель, глава и душа Киноинститута танца в Бремене. Институт формально существует при Бременском университете, но несколько его сотрудников работают в большой степени на собственном энтузиазме. Цель института - сохранение в кино- и видеоформах всего, что происходило, происходит и будет происходить в области искусства танца на территории Германии. Госпожа Хертель - бывшая танцовщица, получившая классическое балетное образование в Кельне, потом работала в авангардной труппе Йоханна Кресника. Именно во время его знаменитого спектакля "Акционерное общество "Лебединое озеро", где вместо лебедей действуют свиньи, а злой волшебник Ротбарт превращен в мафиози, ей подумалось о будущей профессии. "Пройдет несколько лет, и никто не поверит, что такое вообще было", - решила исполнительница роли одной из свинок и в 1991 году основала Киноинститут танца. В настоящее время в нем хранится 8000 пленок с записями балетных и танцевальных спектаклей. Любой желающий может прийти в читальный зал института и бесплатно смотреть все, что захочет. Ежегодно фонды пополняются 40-60 новыми записями, при этом сотрудники института сами снимают и монтируют фильмы, делая из отрывков и специальные обзорные танцжурналы для немецкого телевидения. Другое направление деятельности института - реставрация и спасение старых кинопленок о танце, на которых от времени разрушается магнитный слой: их переводят на современные носители.
Семинар проходил в трех российских городах - Челябинске, Екатеринбурге и Москве. Как соведущий с российской стороны автор этих строк может свидетельствовать об огромном интересе к проблеме и одновременно - о видеоголоде, царящем среди специалистов и любителей танца в городах страны. Поэтому на Урале организаторы, что называется, танцевали от печки: начав с истории (экспрессионистский и выразительный танец в первой половине столетия), плавно перешли к современности (спектакли сезона 1998-1999 гг.). Имена Мери Вигман, Грет Палукки, Рудольфа фон Лабана, Курта Йосса, Доры Хойер (отцы-основатели и матери-основательницы немецкого танца) сменялись "живыми классиками" (Пина Бауш, Джон Ноймайер, те же Форсайт и Кресник), а потом - творениями молодого поколения хореографов, работающих на территории Германии. К слову сказать, в последние десятилетия славу немецкому танцу создают не только немцы, но и таланты со всего мира, которые именно в Германии находят возможность самореализации: англосаксы Кранко, Форсайт, Ноймайер, Уэрлок, португалец Руи Орта, аргентинец Даниэль Голдин.
Программа семинара была составлена так, что записи традиционных танцевальных спектаклей сменялись представлениями театра танца, в которых движение стало лишь одним из многих выразительных средств. Обзоры типа "30 лет театра танца", панорамно освещающие путь этого вида искусства, продолжились большими отрывками из лучших постановок, в которых история конкретизировалась и обретала устойчивые "видовые" признаки. Тема фильма "Танец и межкультурные связи" - влияние, которое оказали на геометрию европейского танца американский перформанс, японское искусство буто, азиатские медитативные техники и индийские традиционные танцы. Фильм "Организационные структуры танца" пользовался особой популярностью у наших зрителей, которые пытались понять, как финансируются, управляются и вообще существуют городские и независимые театры Германии.
Зрители в Москве, имеющие возможность видеть зарубежные гастроли гораздо чаще, чем на периферии, радостно узнавали спектакли старых знакомцев: Сашу Вальц и Ксавье ле Роя. Как и участники семинара на Урале, москвичи оценивали новые постановки Сюзанны Линке и Урса Дитриха, знакомились с неизвестной у нас Хенриеттой Хорн, запоминали имена Ванды Голонки, Стефана Тосса, Джо Фабиана и многих других.
Фильмы, привезенные из Германии, свидетельствуют, что история немецкого танца почти за сто лет во многом не совпадает с аналогичной историей в России. Там (особенно в Западной Германии) не было столь доминирующего влияния классического балета, как у нас. Но в последние годы художественные процессы приобретают все большее сходство, вплотную подводя танец к какой-то рубежной черте, после которой он должен или раствориться в недрах виртуальных реальностей, или обрести новое качество.