0
1018
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2000 00:00:00

"Сага о Форсайте"-2, или Еще раз о любви к геометрии

Тэги: балет, Германия


В МОСКВЕ в 1996 году состоялся видеосеминар "Балет и танец в современной Германии": показывались фильмы по истории немецкого танца в XX веке, шел разговор о главных направлениях танца в 90-е годы. Тогда статья в "НГ" называлась "Сага о Форсайте" - в честь одного из лучших хореографов мира, работающего во Франкфурте, Уильяма Форсайта. Теперь Немецкий культурный центр (Гете-институт) еще раз организовал подобное мероприятие, и, как и в прошлый раз, его проводила Хайдемари Хертель - основатель, глава и душа Киноинститута танца в Бремене. Институт формально существует при Бременском университете, но несколько его сотрудников работают в большой степени на собственном энтузиазме. Цель института - сохранение в кино- и видеоформах всего, что происходило, происходит и будет происходить в области искусства танца на территории Германии. Госпожа Хертель - бывшая танцовщица, получившая классическое балетное образование в Кельне, потом работала в авангардной труппе Йоханна Кресника. Именно во время его знаменитого спектакля "Акционерное общество "Лебединое озеро", где вместо лебедей действуют свиньи, а злой волшебник Ротбарт превращен в мафиози, ей подумалось о будущей профессии. "Пройдет несколько лет, и никто не поверит, что такое вообще было", - решила исполнительница роли одной из свинок и в 1991 году основала Киноинститут танца. В настоящее время в нем хранится 8000 пленок с записями балетных и танцевальных спектаклей. Любой желающий может прийти в читальный зал института и бесплатно смотреть все, что захочет. Ежегодно фонды пополняются 40-60 новыми записями, при этом сотрудники института сами снимают и монтируют фильмы, делая из отрывков и специальные обзорные танцжурналы для немецкого телевидения. Другое направление деятельности института - реставрация и спасение старых кинопленок о танце, на которых от времени разрушается магнитный слой: их переводят на современные носители.

Семинар проходил в трех российских городах - Челябинске, Екатеринбурге и Москве. Как соведущий с российской стороны автор этих строк может свидетельствовать об огромном интересе к проблеме и одновременно - о видеоголоде, царящем среди специалистов и любителей танца в городах страны. Поэтому на Урале организаторы, что называется, танцевали от печки: начав с истории (экспрессионистский и выразительный танец в первой половине столетия), плавно перешли к современности (спектакли сезона 1998-1999 гг.). Имена Мери Вигман, Грет Палукки, Рудольфа фон Лабана, Курта Йосса, Доры Хойер (отцы-основатели и матери-основательницы немецкого танца) сменялись "живыми классиками" (Пина Бауш, Джон Ноймайер, те же Форсайт и Кресник), а потом - творениями молодого поколения хореографов, работающих на территории Германии. К слову сказать, в последние десятилетия славу немецкому танцу создают не только немцы, но и таланты со всего мира, которые именно в Германии находят возможность самореализации: англосаксы Кранко, Форсайт, Ноймайер, Уэрлок, португалец Руи Орта, аргентинец Даниэль Голдин.

Программа семинара была составлена так, что записи традиционных танцевальных спектаклей сменялись представлениями театра танца, в которых движение стало лишь одним из многих выразительных средств. Обзоры типа "30 лет театра танца", панорамно освещающие путь этого вида искусства, продолжились большими отрывками из лучших постановок, в которых история конкретизировалась и обретала устойчивые "видовые" признаки. Тема фильма "Танец и межкультурные связи" - влияние, которое оказали на геометрию европейского танца американский перформанс, японское искусство буто, азиатские медитативные техники и индийские традиционные танцы. Фильм "Организационные структуры танца" пользовался особой популярностью у наших зрителей, которые пытались понять, как финансируются, управляются и вообще существуют городские и независимые театры Германии.

Зрители в Москве, имеющие возможность видеть зарубежные гастроли гораздо чаще, чем на периферии, радостно узнавали спектакли старых знакомцев: Сашу Вальц и Ксавье ле Роя. Как и участники семинара на Урале, москвичи оценивали новые постановки Сюзанны Линке и Урса Дитриха, знакомились с неизвестной у нас Хенриеттой Хорн, запоминали имена Ванды Голонки, Стефана Тосса, Джо Фабиана и многих других.

Фильмы, привезенные из Германии, свидетельствуют, что история немецкого танца почти за сто лет во многом не совпадает с аналогичной историей в России. Там (особенно в Западной Германии) не было столь доминирующего влияния классического балета, как у нас. Но в последние годы художественные процессы приобретают все большее сходство, вплотную подводя танец к какой-то рубежной черте, после которой он должен или раствориться в недрах виртуальных реальностей, или обрести новое качество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
756
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2499
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1689
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1308

Другие новости