0
757
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2000 00:00:00

Молодые сны пожилой принцессы

Тэги: балет, Сапорта


ФРАНЦУЗСКОГО хореографа Карин Сапорта в России знают. Здесь гастролировали ее спектакли: великолепные "Быки Химены" и средний по качеству "Бал века". Нынешняя постановка - родом из замысла Екатеринбургского муниципального театра балета: его руководитель Олег Петров предложил Сапорта сделать новейшую балетную версию партитуры Чайковского. В результате возник совместный, российско-французский проект: в спектакле заняты как артисты труппы Сапорта, возглавляющей Национальный хореографический центр Кана и Нижней Нормандии, так и танцовщики из Екатеринбурга.

Хореографу интересно работать с абстрактным понятием времени, моделировать и лепить его в парадоксальной ситуации, когда героине одновременно и 15, и 115 лет. Время у Сапорта дискретно и обратимо. Текст сказки Шарля Перро подробно радиотранслируется по ходу спектакля, то и дело останавливаясь и повторяясь. Точно так же рвутся и повторяются сценические приемы и куски действия: танец или мизансцена внезапно прерываются, чтобы вновь начаться с начала или с прерванного мгновения. Аврора выпадает из времени, засыпая в эпоху королей, стильных дам и не менее прекрасных кавалеров. А просыпается в мире, где в одежде мужчин и женщин почти нет разницы, а человек с поляроидом спрашивает зрителей: "Хотите фотографию сказочного принца из прошлого века?" Очень красивые, осенне-палевых тонов, стилизованные "под старину" костюмы Патрика Теруатена (мужчины в камзолах, дамы в длинных платьях) сменяются деформирующими фигуры "дутиками", в которых люди похожи на роботов. Декорации Жана Бауэра по мотивам ренессансных дворцов с портиками и колоннами покрываются видеонаплывами: все в прошлом. Механизмы часов со всеми их винтиками и шестеренками неизменно присутствуют на сцене.

Сон и кровь - два мотива, с которыми играет Сапорта. Приглушенный свет, танец-погружение в себя, дворцовый мир, существующий словно в обрывках, красное платье принцессы, красные длинные шесты, с которыми танцуют (самоцитата из первого балета Сапорта "Лола на качелях"). Эротические дуэты, ради которых в текст Перро вклеена фраза: "Наверно, хотя история об этом и умалчивает, принцессе снились приятные сны". Двойки и четверки старого образца - Сапорта работает со структурами академического балета. Фея Сирени, благодетельница принцессы, семенящая босиком. Строгое классическое экарте - и согнутые колени в следующем па. Кто танцует вариации на пуантах из старой "Спящей", а кто - вальс цветов с лексикой, лишь напоминающей о том вальсе. Сцены, в которых персонажи двигаются, подобно часовым стрелкам или часовому механизму: короткими рывками с машинной размеренностью. Танцовщицы все, как одна, с длинными распущенными волосами, которыми играют: то распушат, то наклонят голову, чтобы грива свесилась на лицо. В лучшем эпизоде балета, сцене с веретенами, - три прядильщицы, столь же бесстрастные, как и все остальные, прядут нить жизни. Музыку вспарывает тиканье часов и жужжанье ручных прялок. И Аврора уколется два раза, потому что эпизод повторится дважды.

Слабое место этого спектакля в том, что концепция сама по себе не может "покрыть" два с лишним часа, а именно столько длится эта "Спящая красавица". Как только зритель полностью прочитывает идею, а это происходит минут за сорок до конца, становится скучно, потому что собственно пластический язык - при том, что именно движению, танцу отведено три четверти времени - сух и однообразен. К тому же танцовщики, увы, не могут хорошо танцевать классику, которой здесь много (знание текста постановки Петипа - непременное условие восприятия этого спектакля).

Финал - повторение начала, время скручивается в цикл. Парафразы свадебного па-де-де у Петипа. Опять принцесса в длинном платье и опять, как и до сна, капризно командует своей свитой, то позволяя, то запрещая им танцевать. Желающие в который раз сопоставляют слова программки о странном поведении девочек в период полового созревания - с действием на сцене. Подозреваю, что эта созревающая пожилая принцесса снова заснет на сто лет. И снова увидит "приятные сновидения".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
749
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
847
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
518
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
614

Другие новости