- ОЛЕСЯ, сейчас вы работаете над новыми сериями документального сериала "Человек на все времена". Что вы подразумеваете под этим названием?
- В своем последнем интервью 25 лет назад Пьер Паоло Пазолини сказал: "В чем трагедия? - Сегодня надо убивать. Оглянись - людей больше нет. Вместо них какие-то странные бьющиеся машины┘" Через шесть часов Пазолини был убит. За последнюю четверть века, на мой взгляд, все изменилось в еще более худшую сторону. Становится общепринятым рассуждать о смерти демонстративно легкомысленно, как о партии в бридж. Невольно охватывает отчаяние. Думаешь - неужели эволюция человечества шла к этому? А как же титанические усилия Микеланджело, Гете? А Януш Корчак, добровольно шагнувший вслед за детьми в газовую камеру?.. Неужели придется признать, что все великие духовные подвиги оказались напрасными? Чтобы жить дальше, помимо инстинктов нужна еще какая-то серьезная мотивация. Например, можно попытаться противопоставить силе разрушения аргументы в пользу того, что человек - каким его задумал Создатель - представляет нечто другое. Вот об этом будет сериал "Человек на все времена" - галерея портретов гуманистов. По сути дела, все мои предыдущие работы так или иначе вращались вокруг идеи самостояния отдельного человека. Сегодня, как никогда, мне хочется рассказать о человеческой доброте.
- Раскройте скобки: кто эти гуманисты?
- Среди них - органист Альберт Швейцер. Именно ему я бы хотела посвятить свой проект. Эпиграфом станут его слова: "К счастью, есть на земле люди, добровольно взявшие на себя долю горя, выпавшего всему миру". Альберт Швейцер был абсолютным удачником. В 21 год - профессор философии, знаменитейший на всю Европу теолог. Автор самого фундаментального труда об Иоганне Себастьяне Бахе. В 32 года он бросает свою блистательную карьеру и идет учиться медицине. Чтобы в 38 лет уехать в джунгли, в Африку, в Габон, где в течение пятидесяти двух лет будет лечить прокаженных и ухаживать за ними, как за родными детьми. Я постараюсь найти возможность показать отечественной аудитории те фильмы о Швейцере, которые в свое время были сняты американскими кинематографистами. И, конечно, хотелось бы доснять сюжет о том, как сегодня существует больница Швейцера в Габоне.
- Ваш сериал посвящен тем, кто уже "успел войти" в историю?
- Не совсем. Среди моих героев будут и наши современники, например, один из деятелей организации "Greenpeace". В процессе работы я задалась вопросом: а существуют ли вообще сегодня те, кого можно было бы поставить в один ряд со Швейцером? Моими героями могут стать не обязательно знаменитые на весь мир люди. Среди них мог бы оказаться и Кочарела, старичок из Романьи, которому поставил скромный памятник один из героев будущего сериала - Тонино Гуэрра. На табличке он написал примерно так: "Более ста лет здесь Кочарела. Всю жизнь он клеил бумажные фонарики для свечек и раздавал их всем, кто просил... В Рождество и после Крестного хода народ возвращался с ними из храмов. И потом еще долго-долго фонарики Кочарелы хранили огонь и напоминали о празднике, раскачиваясь на окнах..." Мне бы хотелось, чтобы сериал "Человек на все времена" вернул истинный смысл понятию "суперзвезда" - сверхзвезда, несущая свет сквозь тьму.
- О ком была первая серия "Человека на все времена"?
- Она посвящена выдающемуся доктору, академику, директору Института нейрохирургии имени Бурденко Александру Коновалову. Он - из числа тех, кто составляет славу России. Работа над "Доктором" подсказала ход всего сериала, принцип перехода от серии к серии. Коновалов подарил мне следующего героя - Тонино Гуэрру, одного из последних классиков итальянского кино. 25 лет назад Микеланджело Антониони привел в дом Коновалова Гуэрру, и они стали друзьями. Спустя годы, когда у Гуэрры обнаружили опухоль, свой мозг он доверил только Коновалову. От Тонино может перекинуться мостик к его другу Габо - Габриэлю Гарсия Маркесу. И так далее┘ В конце концов цепочка может привести нас в Японию к Дайсаку Икеде, философу и буддологу, президенту буддийской организации "Сака Гаккай". Скоро выходит книга его диалогов с Михаилом Горбачевым "Моральные итоги XX века", где имя Швейцера упоминается на каждой странице. В диалогах о духовной жизни на Земле конца второго тысячелетия личность самого Горбачева раскрывается нам совсем по-новому. Михаил Сергеевич очень тепло принял и одобрил идею проекта "Человек на все времена".
- Ваш проект кажется очень масштабным, по сути дела, "мировым"?
- Конечно, и конкретную поддержку в его осуществлении я нахожу уже не первый раз у Зураба Церетели. Когда-то он помог мне сделать фильм о Мерабе Мамардашвили и не пожелал красоваться в титрах. Теперь, как официальный Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, он обратился в эту организацию с просьбой поддержать проект, утверждающий "глобальные общечеловеческие ценности".
- Ваш сериал будет чем-то эстетически отличаться от другого документального кино наших дней?
- Я презираю, когда в неигровых фильмах используют компьютерные эффекты. Это же не реклама, не клип, но кино. Сегодня любой стажер, который дорвался до электронной монтажной, размножает кадры, переворачивает изображение, тонирует в кислотные цвета. Все это давно превратилось в клише и говорит скорее о дурном вкусе. На телевидении вообще смысл часто подменяется внешней формой. У нас все уже научились делать голливудский грим и правильно ставить свет. Все красиво, как в супермаркете. Но ведь не идеальная декоративность должна быть конечной целью, тем более в программах о культуре. Необходимо, чтобы мысли и эмоции были выношены часами "стояния" перед произведением искусства, часами серьезного общения с неординарным человеком┘
- Вы не боитесь, что ваш сериал могут счесть слишком элитарным?
- Сейчас телевидение иногда намеренно опускает планку, оценивая уровень зрительского интеллекта. На телевидении вообще слишком много думают о массовом зрителе. В результате, если по всем каналам идут среднего класса боевики, у зрителя нет качественного выбора. Он вынужден выбирать из того, что есть. Именно телевидение заставляет зрителя становиться массовым. А что если в один прекрасный момент ТВ начнет показывать большей частью шедевры авторского кино? Возможно, окажется, что они не так уж и сложны для восприятия, как нас пытаются уверить. Не исключено, что через некоторое время зритель привыкнет к авторскому кино. Человека ведь можно приучить к разному... Даже самый объективный рейтинг не всегда способен показать реальную реакцию телезрителей. Ведь в сфере культуры сила воздействия может проявиться не сразу. Это долгий процесс, результаты которого, как всходы, становятся очевидны лишь спустя какое-то время.
- На каком канале можно будет посмотреть ваш сериал?
- Первую серию о докторе Коновалове в декабре покажет РТР. Называть точно канал, на котором пойдут следующие серии, сейчас пока рано.
- Что является самой трудоемкой частью работы и каковы ваши методы?
- Предстоит много передвигаться по свету, покупать архивные материалы, в том числе за рубежом. Я всегда стараюсь привлекать хороших актеров для озвучания. И мне посчастливилось работать с такими людьми, как Иннокентий Смоктуновский, Валерий Приемыхов, Михаил Глузский, Марина Неелова. Почти все мои фильмы снимал замечательный оператор Сергей Мокрицкий. Когда мы делали фильм о Коновалове, мы снимали методом наблюдения и методом "привычной камеры". Александр Коновалов - человек крайне замкнутый. Но постепенно, занятый своими привычными делами (а мы приходили к нему регулярно, как на работу), он привыкал к нам и уже не замечал нашего присутствия. Конечно, с точки зрения прагматики это абсурдная расточительность - трата пленки и времени. Но есть герои, которых нельзя понять, отсняв что-то "на скорую руку".