0
809
Газета Культура Интернет-версия

11.11.2000 00:00:00

Без главного героя

Тэги: театр, гамлет


В НОВОМ сезоне "Новая опера" продолжает свою старую репертуарную политику и регулярно поставляет публике оперные раритеты, о которых раньше знали лишь по книгам. "Гамлет", принадлежащий перу французского композитора второй половины XIX столетия Амбруаза Тома, даже в книгах упоминается редко: по какой-то случайности он выпал из поля зрения обычно пытливых музыковедов, зато попался на глаза Евгению Колобову, тонкому ценителю и собирателю редкостей. Вслед за Колобовым, который передал партитуру своему молодому коллеге Дмитрию Волосникову, "Гамлета" по достоинству оценила и публика - больно хороша и поэтична эта музыка, пусть и лишенная шекспировского масштаба и бурлящего водоворота страстей, но, несомненно, обладающая некоей изюминкой.

Тем не менее любой культурный человек все-таки попытается сравнить оперу Тома с ее знаменитым литературным первоисточником. По сравнению с Шекспиром Тома кажется миниатюристом: он вдвое урезает количество действующих лиц (нет ни Лаэрта, ни Полония, ни вечной пары Розенкранца с Гильденстерном) и на первый план выдвигает любовную линию Гамлета и Офелии. Постановщики продолжили реформу и в полтора раза "сжали" партитуру, оставив только сюжетный стержень и представив компактную двухактную драму продолжительностью в два часа. Евгений Колобов, не появившись на сцене, приложил руку к партитуре и переоркестровал некоторые фрагменты (он так делает всегда, независимо от того, нуждается в этом произведение или нет). В финальном эпизоде появился его "фирменный" знак, своеобразная подпись маэстро - инструмент под названием "коробочка" с глухим стучащим звуком, призванным наводить страх на аудиторию и героев. Было сделано все для того, чтобы спектакль легко и безболезненно вошел в стилистику театра и обосновался в репертуаре.

Насколько успешной стала эта работа для театра, говорить пока трудно. Очевидный плюс - сам факт постановки неизвестного в России сочинения и вполне грамотное его озвучивание певцами и оркестром. Очевидный минус - драматургическая невыстроенность действия режиссером Валерием Раку. У спектакля нет лица - главного героя, который мог бы вести действие: Гамлет (молодой и перспективный тенор Иван Кузьмин) и Офелия (прима театра, сопрано Марина Жукова) превращены в нерешительных детей, раздавленных судьбой и собственными комплексами. Преступная пара - Клавдий и Гертруда (Владимир Кудашев и Елена Свечникова) - еще более безлики и посредственны. Похоже, главную роль в новом "Гамлете" играет темнота, окружающая героев и призванная изобразить, видимо, тайники человеческой души с ее потаенными страстями. Выигрышный поначалу внешний антураж - старинное одеяние героев и массовки с тяжелой позолотой и черным бархатом (роскошные костюмы Марины Азизян) на фоне полной темноты - опошляется примитивным техническим оборудованием: весь спектакль с жутким скрипом по сцене ездит дощатый помост, становясь третьим лишним в лирических дуэтах Гамлета и Офелии и подвывая в кульминациях.

В музыкальном отношении опера получилась более ровной и цельной, хотя трудно понять, почему надо было прятать оркестр в глубь сцены - туда, где его даже трудно разглядеть, не то что услышать. Прекрасный новооперский хор тоже слышится издалека, и лишь главные герои появляются в пугающей близости от зрительного зала. Мужская часть исполнителей проявила себя на премьере значительно лучше женской: ни приторной Офелии, ни громогласной Гертруде (от прежнего качественного вокала Елены Свечниковой, кажется, ни осталось и следа) не удалось найти нужных красок для своих персонажей. Надо надеяться, в следующей постановке "Новой оперы", вердиевском "Риголетто", запоминающиеся герои все-таки будут - на роль старого горбуна приглашен Дмитрий Хворостовский, который, вероятно, не поддастся режиссерскому произволу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1912
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1923
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1653
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1025

Другие новости