0
848
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2000 00:00:00

Звуки под раскаленной крышей

Тэги: Тампере, джаз


КОГДА в финский город Тампере приезжают "простые" туристы, они обычно осматривают местные достопримечательности. С 1982 года в начале ноября в город съезжаются и фанаты джаза со всего мира, на фестиваль "Тампере джаз хеппенинг". Его качественные концерты проводятся в переоборудованном здании старой городской таможни. Здесь расположен клуб "Тилли" и большой концертный зал. И там, и там слушают музыку. Красный кирпич, тяжелые балки над головой посетителей и общая неформальная атмосфера одинаковы. На фестивале ведут гендерную статистику: 60% слушателей джаза в Тампере - мужчины (по наблюдениям корреспондента "НГ" - их не менее 80%, всех возрастов, с преобладанием молодежного).

Высокий класс фестиваля был задан сразу же перкуссионистом из Нью-Йорка Джоном Деджоннетом - фигурой в джазовых кругах очень известной. Он играл с Джоном Колтрейном и участвовал в музыкальных экспериментах джаз-рок группы Майлса Эванса. Любит Вудсток и финскую сауну. Свои соло, в которых феноменальная быстрота движений делает его похожим на языческого многорукого бога, Деджоннет называет "спонтанностями в реальном времени". На фестивале он сыграл дважды: соло на открытии и дуэт с другим известным американским джазменом - Джоном Сурманом. Саксофон и ударная установка наполнили зал звуками, от которых, казалось, раскалилась даже крыша. К сожалению, из-за сильного бронхита в Тампере не смог приехать легендарный английский гитарист Дерек Бэйли. Так что его партнерше-перкуссионистке в предполагавшейся импровизации, молодой, столь же виртуозной и, по сравнению с Деджоннетом, странно рациональной американке Сюзи Ибарра - пришлось играть соло.

Таких образцов классической джазовой импровизации на фестивале было немного, ибо джаз последних лет все больше и больше сливается с "мейнстримом" современной симфонической музыки. В этом смысле образцом стал совместный концерт городского симфонического оркестра с финским джаз-трио, как мероприятие офф-программы фестиваля имевший место в огромном театральном здании Тампере-холла. Музыка английского композитора Марка-Энтони Терниджа называется "Кровь на полу", хотя другое значение слова "blood" - "темперамент" - тоже очень подходит. Дирижер выступал во фраке, джазмены - в кожаных жилетах поверх футболок. Инструментальные серийные перепалки закончились общим тутти.

Еще одно уклонение в сторону новейшего симфонизма продемонстрировал дуэт скрипачки Майи Хамбургер и контрабасиста Барри Гэя. Они обрабатывают музыку барокко, заменяя ее древние "завитушки" - современными. Впрочем, свинги возникали в его цикле коротких пьес на басах "В честь Беккета": Гэй играл на контрабасе смычком и пиццикато, с сурдиной и без, бил ладонями по деке и использовал ее же как барабан, стуча палочками. И джазовость исходила из самого принципа скрипичной игры: при исполнении Хамбургер пьесы для семи скрипок шесть звучали в фонограмме по принципу "минус один", а седьмая скрипка - "вживую" на фоне записи. Трио из Америки Футтерман-Джордан, играющее на четырех музыкальных инструментах, поразило "крутой" технической изощренностью по мотивам старого новоорлеанского джаза. Французский биг-бэнд "Большой Лузадрак" возглавляется композитором и контрабасистом Клодом Чармиджяном - французом армянского происхождения, чью сверхсовременную музыку и исполняет его коллектив из 13 человек. Альт-, баритон- и бас-саксофоны, каждый по-своему, с истинно французским шармом соперничают в контрапункте Чармиджяна с тромбоном, скрипкой, кларнетом, контрабасом и перкуссионными. В одном концерте с ними сыграл финский "Unkan Unka": музыкальная пьеса по мотивам композиций Стиви Уандера плюс рыдающий вокал в других вещах.

В музыке, представленной квинтетом Макса Хагля из Австрии, иной раз слышались намеки на старое доброе танго и даже (сказывается происхождение) отзвуки венского вальса, а музыкальные "шумы" в их пьесе "Электрическое кафе" больше всего напоминали хаотические звуки радио, когда в нем безостановочно крутят ручки настройки. К сверхмодному сегодня этноджазу решительно отсылал концерт группы румынских цыган "Taraf de Haidouks" ( в переводе - "бандитская банда", или, с джазовым оттенком, бандитский бэнд). На самом деле выступление пожилых благообразных старичков-лаутаров с "наивным" музыкальным звучанием и пронзительным вокалом было концертом фольклора, демонстрирующим истоки джазовой субкультуры. Народные баллады окрашены музыкальным "черным юмором", слегка напоминающим о воспетом в программке фестиваля "циничном стиле" цыганской жизни. Вслед за "этно" - в совсем другую сторону от генеральной джазовой магистрали уклонилось норвежское трио "Крефт". Их джаз-рок исполнялся как рок-концерт и как перформанс: с отличным голосом босой рыжей певицы Кристин Асбъорнсен, со световой партитурой на заднем плане, с клубами дыма и ощущавшейся со сцены психоделикой вкупе с агрессией. На противоположном конце линии "от этномузыки до авангарда" оказался постмодернистский джаз Зены Перкинс и Эллиота Шарпа из США. Она специализируется на электрической арфе, он мультинструменталист, утверждающий, что его музыка основана на физических теориях хаоса и неевклидовой геометрии. Их совместные музыкальные "взвизги" публика слушала завороженно, забыв про пиво. А последний вечер фестиваля стал чисто клубным: заводной ночной концерт выступавшей и в России группы Кристи Дорана (музыканты из Ирландии и Швейцарии) проходил под джаз-танцы посетителей.

Полноправный участник хеппенинга в Тампере - американский художник Джефф Шлейнджер. Он специализируется на зарисовках джазовых концертов и делает это в молниеносных "свидетельствах в красках": его симультанные композиции цветными фломастерами создаются ровно столько (или еще быстрее), сколько длится музыкальная пьеса. Причем Шлейнджер рисует, как пианист играет: двумя руками одновременно.

Тампере-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
749
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
845
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
518
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
614

Другие новости